Письмо Министерства образования и науки РФ от 09.09.2015 г. № ВК-222-708 О недопустимости незаконных сборов денежных средств

Письмо Министерства образования и науки РФ от 9
сентября 2015 г. N ВК-2227/08 "О недопущении незаконных
сборов денежных средств"
В целях недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей (законных
представителей) учащихся общеобразовательных организаций Минобрнауки России в
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации было направлено
письмо от 13 сентября 2013 г. N НТ-885/08 "О комплексе мер, направленных на
недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся
общеобразовательных организаций" и создан сервис обратной связи netpoboram@mon.gov.ru для сообщений граждан.
Вместе с тем, в адрес Минобрнауки России продолжают поступать жалобы о взимании
денежных средств в общеобразовательных организациях на различные цели, в том числе
на приобретение учебников и учебных пособий, нужды школы и прочие "добровольные
пожертвования". Кроме того, по данным Следственного комитета Российской Федерации
в некоторых субъектах Российской Федерации сохранилась практика незаконного
взимания с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных
организаций денежных средств на ремонт зданий, оплату содержания службы
безопасности, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного
процесса, а также другие нужды.
Минобрнауки России еще раз обращает внимание на то, что в соответствии со статьей
5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует гражданам
общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение государственных
гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного
образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях,
общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях,
обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных
организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая
расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения,
игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных
услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей)
обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах
соответствующего федерального государственного образовательного стандарта
образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых
осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской
Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях" родители (законные
представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или

объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том
числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
Также обращаем внимание на то, что в соответствии со статьями 7 и 93 Федерального
закона функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за
деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на
территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории,
переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны
реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей
(законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить
проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие
меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.
Дополнительно Минобрнауки России рекомендует актуализировать работу "горячей
линии" по вопросам недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей
(законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций.

В.Ш. Каганов

Памятка для родителей
Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на
общедоступность и бесплатность общего образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях.
Установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи
в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается.
Если Вы по собственному желанию (без какого бы то ни было давления со стороны
администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов,
фондов, иных физических и юридических лиц) хотите оказать школе или детскому саду,
где обучается (воспитывается) Ваш ребенок, благотворительную (добровольную) помощь
в виде денежных средств, Вы можете в любое удобное для Вас время перечислить любую
сумму, посильную для Вашего семейного бюджета, на расчетный счет учреждения.

Вы должны знать!
1. Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся,
воспитанников к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной
помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также
созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских
комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских
взносов и благотворительных средств.

Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к
формам принуждения (оказания давления на родителей) и является
нарушением Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях".
При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно
производиться на расчетный счет образовательного учреждения.
Согласно Гражданскому кодексу РФ договор пожертвования следует заключать в
письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость
дара превышает три тысячи рублей, а также если договор содержит обещание дарения в
будущем.
Родители обучающихся (воспитанников) не обязаны финансировать деятельность по
содержанию охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому
обеспечению и оснащению образовательного процесса.
Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский
совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять
решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов
комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное
учреждение.
2. Администрация, сотрудники учреждения, иные лица не вправе:
- требовать или принимать от благотворителей наличные денежные средства;
- требовать от благотворителя предоставления квитанции или иного документа,
свидетельствующего о зачислении денежных средств на расчетный счет учреждения.
3. Благотворитель имеет право:
- в течение 10 дней со дня перечисления по доброй воле денежных средств на расчетный
счет учреждения подать обращение в учреждение (по своему желанию - приложить копию
квитанции или иного подтверждающего документа) и указать в нем целевое назначение
перечисленных денежных средств;
- получить от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и
возможности контроля за процессом расходования внесенных благотворителем
безналичных денежных средств или использования имущества, предоставленного
благотворителем учреждению;
- получить информацию о целевом расходовании переданных учреждению безналичных
денежных средств из ежегодного публичного отчета о привлечении и расходовании
внебюджетных средств, который должен быть размещен на официальном сайте
образовательного учреждения;
- обжаловать решения, принятые в ходе получения и расходования внебюджетных
средств, действия или бездействие должностных лиц в досудебном порядке и (или) в
судебном порядке;
- сообщить о нарушении своих прав и законных интересов при принятии противоправных
решений, действиях или бездействии должностных лиц по телефону "горячей линии" в

Министерстве образования и науки Челябинской области (тел. (8351) 264-60-95,
понедельник с 10.00 до 11.00) или телефонам "горячих линий" в органах местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в контрольнонадзорные, правоохранительные органы.

Уважаемые родители!
Закон и государство на вашей стороне.
Нет поборам!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».