Служба медиации (примирения)
Медиация – переговоры между конфликтующими сторонами с
участием посредника – медиатора – с целью поиска решения, удовлетворяющего обе
стороны.
Главная цель медиации – превратить дошкольное
образовательное учреждение в безопасное, комфортное пространство для всех
участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей,
родителей).
Служба медиации нужна для
мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в дошкольном образовательном
учреждении и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из
способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая
медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Медиация позволяет разрешать
конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты,
оберегать воспитанников от агрессивного, порой отвергающего воздействия
окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация –
это инструмент помощи в разрешении конфликтов между воспитанниками, между
воспитанниками и взрослыми.
В процессе медиации каждый
участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может
рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он
сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою
альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной
обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может
создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое,
скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали
в его создании.
Чтобы
воспитанники умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали
возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их
мнению. Конфликт в дошкольном образовательном учреждении, как и в обществе,
неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным
путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все
конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить
уровень конфликтов. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до
более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь
воспитанникам, чтобы они не попали в сложную жизненную ситуацию.