Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театральная студия

Содержание
1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.3.

Планируемые результаты реализации Программы

6

2.

Учебно-тематический план

6

3.

Содержание Программы

13

4.

Методическое обеспечение Программы

16

4.1.

Взаимодействие взрослых с детьми

17

4.2.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Программе (оценочные материалы)

18

4.3.

Материально – техническое обеспечение Программы

20

4.4.

Кадровые условия

20

5.

Список литературы

22

2

1. Пояснительная записка
Вся жизнь детей насыщенна игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою
роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и
действовать? Этому поможет театр.
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире,
законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в
этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности
личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо
развитой речи, мимики) т.е. умения держать себя в обществе.
Театральные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и
разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать их
как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время
игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Театрализованная
деятельность
позволяет
решать
многие
педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи
ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она
— неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок
познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает
радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в
себе.
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление
предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами
деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т.д. необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе
очевидна.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
театральной студии ориентирована на всестороннее развитие личности
ребенка, его неповторимой индивидуальности, интерес к психологическим
особенностям периодов детского развития.
В программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи,
основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальнотеатральной деятельности как одного из видов продуктивной деятельности
детей дошкольного возраста, их ознакомления с миром театрального
искусства в условиях дошкольного образовательного учреждения. Особое
внимание уделено развитию воображения, эмоционально-чувственной,
художественно-эстетической сферы дошкольника.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
театральной студии разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 ст.75 (Дополнительное
образование детей и взрослых).
Нормативно-правовую базу Программы составляют:
3

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-Ф3;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г.№
706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 г. № 1008
«Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
декабря 2010 г. N 2106 г. "Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников";
- Уставом МБДОУ – детского сада № 312.
Программа разработана на основе авторских программ:
1) «Арт-фантазия» - автор Э.Г.Чурилова (Методика и организация
театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников:
Программа и репертуар. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 160с: ил.
– (Театр и дети).
2) «В мире музыкальной драматургии» - автор Т.Ф.Коренева (Фольклор
- музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов
дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программнометод. пособие/ под ред.С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС,
1999. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей).
3) «Волшебный мир театра» - автор С.И.Мерзлякова (Фольклор - музыка
– театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного
образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие/
под ред.С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.: ил.
– (Воспитание и доп. образование детей).
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель: развитие сценического творчества ребенка средствами
театрализованных игр и театральных представлений, а также формирование
речевого этикета и развитие умения общаться.
Задачи:
- обогащение и активизация словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи (диалогической и монологической);
- воспитание культуры общения;
- развитие художественного вкуса, фантазии, воображения; «чувства»
пространства; творческой активности и инициативы;
4

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания
и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в
заданных условиях;
- поэтапное освоение детьми различных видов театрального творчества;
- развитие навыков коллективных действий, взаимодействия;
- развитие эмоциональности, интеллектуальности ребенка средствами
детского театра;
- воспитание эстетического вкуса, театральной культуры.
Направленность целей, задач и содержание дополнительного
образования не повторяют задачи образовательных областей развития,
определенные Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013 года № 1155).
Во время реализации программы большинство занятий строится в
игровой форме, которая соответствует особенностям дошкольников и
облегчает необходимость многократного повторения упражнений.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы программы:

поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и
самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;

личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия взрослых и детей;

уважение личности ребенка;

учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

построение
образовательного
процесса
на
основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования;

содействие детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником образовательных отношений;

поддержка инициативы в различных видах деятельности;

формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность;

учет этнокультурной ситуации развития детей.
Определены следующие подходы к формированию Программы:

личностно-ориентированный подход, который предусматривает
организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие
личности ребенка является главным критерием его эффективности;

личностно-деятельностный подход заключается в том, что
педагог находит те методы и приемы, которые помогают ребенку освоить
5

материал, научится самому тому или иному навыку, быть самостоятельным,
способным к рефлексии;

индивидуальный подход определяется как комплекс действий
педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и
обучения с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровня
развития ребенка;

деятельностный
подход,
связанный
с
организацией
целенаправленной деятельности в образовательном процессе;

системно-деятельностный
подход к развитию ребенка
предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребенка:

возрастной подход предполагает ориентировку педагога на
закономерности развития личности ребенка.
1.3. Планируемые результаты реализации Программы
Воспитанники приобретают знания:
- о видах кукольного театра;
- о жанрах музыкального театра.
У воспитанников формируются представления:
- об устройстве театра, зрительного зала и сцены;
- об основных театральных профессиях.
У воспитанников развиваются умения:
самостоятельно импровизировать текст, попевки, танцевальные
движения, мелодии и использовать импровизации в самостоятельной
деятельности;
ориентироваться в пространстве, равномерно заполняя его;
снимать напряжение с отдельных групп мышц;
овладевать комплексом артикуляционной гимнастики;
передавать характеры героев, сыгранных сказок жестами,
движениями, мимикой, интонацией;
самостоятельно искать выразительные средства для создания
заданного образа;
равномерно размещать и передвигать персонажей относительно
декораций, центра сцены;
вести диалог друг с другом и взрослыми на заданную тему;
сочинять рассказы от имени героя, составлять диалог между
сказочными героями.
2. Учебно-тематический план
План разработан с учетом специфики дошкольного образования,
которая выражается в том, что:
6

- главными формами организации является игра и связанные с ней
формы активности;
- обучение детей идет в игровой и других формах совместной и
самостоятельной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми,
обеспечивающих развитие познавательной мотивации и способностей
ребенка, его образа мира;
- занятия являются средством, обеспечивающим желательное
направление развития, а не самоцелью образовательного процесса;
- объем знаний, их структура при этом может меняться в зависимости
от индивидуальности ребенка, его мотивации, способностей и склонностей.
Виды занятий в процессе обучения взаимно дополняют друг друга и
проводятся в течение всего периода обучения с учетом интересов детей, их
особенностей, календарных дат, диагностики.
5-6 лет – 2 занятия в неделю по 25 минут.
Тематический план
Виды
Программные
Содержание
Репертуар
деятельности
задачи
занятия
Октябрь, ноябрь
1.
Развивать зрительИгры: Эстафета,
Театральная ное и слуховое
Знакомство
внимание, память,
Кто во что одет?
игра
наблюдательность.
Вышивание
Учиться снимать
Веселые обезьянки
зажатость и скован- Внимательные
ность, а также
матрешки
согласовывать свои
действия с другими
детьми
Развивать умение
произвольно реагировать на команду.
2. РитмоРазвивать умение
Игры и
Золотарев.
«
пластика
пользоваться жесупражнения:
Полетаем
на
Самолеты и
тами
самолете»
бабочки Первая
Развивать двигаА.Грибоедов.
тельные способнос- потеря Осенние
Вальс ля минор
листья Бабочки
ти детей, ловкость,
Р.Шуман.
Считалочка, Муподвижность
«Первая потеря»
равьи, Огонь и лед, М.Глинка.
Упражняться в поМокрые котята,
переменном напряВальс- фантазия
жении и расслабле- Штанга, Кактус и
Майкапар.
«
нии основных групп ива, Конкурс лентя- Мотылек
ев, Пальма
мышц
Развивать умение
7

равномерно двигаться по площадке,
не сталкиваясь друг
с другом
Уметь произвольно
реагировать на музыкальный сигнал
Развивать умение
передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки
3. Культура и Развивать речевое
техника речи дыхание и правильную артикуляцию
Развивать дикцию
Учить строить диалог, подбирать слова
по общим признакам
и определения к
словам

4. Основы
театральной
культуры

5. Синтез
искусств

Игры и
упражнения:
Мыльные пузыри
Веселый пятачок
Колокольчик
Удивленный бегемот
Фыркающая лошадка
Вопрос —ответ
Волшебная корзинка

Скороговорки:
Шесть мышат в
камышах
шуршат, Сшила
Саша Сашке
шапку,
От топота копыт
пыль по полю
летит, Наш
Полкан...
Стихи:
«Надвигается
гроза».
А.Тараскин;
«Еж».
В.Фетисов;
Развивать интерес к Экскурсия в театТеатральный
сценическому исральный музей
словарь:
кусству
Рассматривание ил- театр, опера,
Знакомить детей с
люстраций и фото- балет, оперетта,
видами театрального графий различных
драма,
искусства: дратеатров. Просмотр спектакль,
матическим, музывидеозаписей. Поаплодисменты
кальным (опера, ба- сещение
лет, оперетта) и кукукольного театра и
кольным театром
др. детских театров
Учиться снимать
Игры и
зажатость и
упражнения:
скованность, а также «Живая картина»,
согласовывать свои «Путешествие к
действия с другими Царице Осени».
детьми. Развивать
Танцевальная
8

умение равномерно
двигаться по
площадке, не
сталкиваясь друг с
другом. Развивать
умение передавать, в
свободных
импровизациях,
характер и
настроение музыки.
Развивать фантазию
и воображение.
Декабрь, январь, февраль
1. Театраль- Развивать находчиная игра
вость, воображение,
фантазию
Воспитывать доброжелательность и
коммуникативность
в отношениях со
сверстниками
Развивать быстроту
реакции и координацию движений
Готовить детей к
действиям с воображаемыми предметами
2. РитмоРазвивать чувство
пластика
ритма и координацию движений,
пластическую выразительность и музыкальность Учить
создавать образы
живых существ с
помощью выразительных пластических движений
Развивать умение
искренне верить в
любую воображаемую ситуацию

импровизация
«Листочки».
Коллективная
работа
«Собери портрет
мамы»,
«Путешествие в
мамину страну»,
«Расскажи от
имени…».
Театрализация
«Три мамы».
Игры:
Дружные звери
Цапля
Передай позу
Телепаты
Летает — не летает
где мы побывали?
Что мы делали, не
скажем

Игры и
упражнения:
Медведи в клетке
Ежик Подарок
В царстве золотой
рыбки Снежинки
Не ошибись. Поймай хлопок. Шея
есть, шеи нет. Закрыть книжку, раскрыть. Осьминог.
Пантеры.
Зернышко
Цыплята. В «Детском мире». Весе-

К.Черни, ор. 821,
этюд № 152 Э.
Вал ьдтейфел ь.
«Ежик»
П.Чайковский.
«Новая кукла»
К.Сен-Санс.
«Аквариум»
(«Карнавал
животных»)
В.Ребиков. Вальс
из оперы «Елка»

9

3. Культура и Тренировать четкое
техника речи произношение согласных в конце
слова
Упражнять артикуляционный аппарат
Уметь составлять
предложения с заданными словами по
карточкам Учить
пользоваться
интонациями, произнося фразы грустно, радостно,
удивленно, сердито
Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера

4. Основы
театральной
культуры

5. Синтез
искусств

лая зарядка.
Забавные стихи
Веселый пятачок
Жало змеи Часики
Сочини предложение
Фраза по кругу

Скороговорки:
Мышки сушки...
Лежебока рыжий
кот... На дворе
трава... Корольорел... Бобр
добр...
Стихи:
«Вежливый
слон», «Комар и
слон». В.Лунин;
Почему не спят
котята?», «Ежик
и дождик». Вл.
Степанов; «Три
собаки»,
«Кошка». В.
Еремин;
«Приятная
встреча».
Б.Заходер;
«Считалка». Н.
Пикулева
Активизировать по- Беседа-диалог с
Театральный
знавательный инте- детьми о создателях словарь: актер,
рес
спектакля Зачем
режиссер,
Познакомить с глав- нужны декорации? художник, комными театральными Музыка? Что
позитор,
профессиями: актер, делает режиссер?
декорации,
режиссер, художник, Что должен уметь
костюмы
композитор
актер?
Учиться снимать
Танцевальные
зажатость и
импровизации «В
скованность, а также царстве Снежной
согласовывать свои Королевы»,
действия с другими Песенное и
детьми. Развивать
танцевальное
умение равномерно творчество
двигаться по
«А мы зиму не
площадке, не
боимся».
сталкиваясь друг с
Игры на развитие
другом. Развивать
коммуникативных
умение передавать, в качеств. Этюды на
10

свободных
импровизациях,
характер и
настроение музыки.
Развивать фантазию
и воображение.
Учить строить
диалоги,
самостоятельно
выбрав партнера.
Март, апрель, май
1. Театраль- Развивать способная игра
ность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать
предметы Развивать
навыки действия с
воображаемыми
предметами
Уметь сочинять этюды по сказкам и
импровизировать
игры-драматизации
на темы знакомых
сказок
2. РитмоРазвивать умение
пластика
использовать разнообразные жесты.
Уметь передавать в
свободных музыкально-пластических импровизациях
характер и настроение музыкальных
произведений

3. Культура и Пополнять словартехника речи ный запас
Развивать образное
мышление

разыгрывание
основных эмоций.

Игры и
упражнения:
Поварята. Живой
телефон. Король
Волшебная палочка
и мячик (превращения предмета)
Этюды по сказкам
Задания:' наматывать клубок, вышивать, рисовать, стирать платочек

Русские
народные сказки
«Колобок»,
«Теремок»

В стране гномов
Заколдованный лес
В стране цветов
Город роботов Как
живешь? Бабушка
Маланья Жесты:
иди сюда — уходи;
согласие —
несогласие; клич —
прислушивание;
плач — утешение;
молчание — шепот;
приветствие —
прощание; не знаю.
Скороговорки
Стихи

Э.Григ.
«Шествие
гномов»
М. Мусоргский
«Картинки с
выставки» № 1.
«Гном»
П.Чайковский.
«Времена года».
«Подснежник»
С.Прокофьев.
«Мон- текки и
Капулетти»
Стихи:
«Скрут». Саша
Черный; «Чудеса
в авоське». Вл.
11

Подбирать к словам
слова-действия и
слова, противоположные по значению
Совершенствовать
навык четкого произношения

4. Основы
театральной
культуры

5. Синтез
искусств

Левин;
«Маленькие
феи».
С. Маршак;
«Кораблик»,
«Очень вкусный
пирог». Д.Хармс
Считалки:
Надувала кошка
шар...
Н.Пикулева
Скороговорки:
Жук, над лужею
жужжа..., Съел
Валерик
вареник... Три
сорокитараторки... Три
сороки, три
трещотки... У
Кондрата...
Милая Мила...
Познакомить детей с Показать фотограТеатральный
устройством театра, фии зрительного
словарь:
зрительного зала и
зала конкретного
сцена,занавес,
сцены Воспитывать театра
кулисы, задник,
культуру поведения Провести
партер,
в театре и на
экскурсию в
амфитеатр,
концерте
ближайший театр
балкон,
Построить с детьми гардероб, фойе,
из стульев зритель- буфет, антракт
ный зал, отметить
расположение на
сцене занавеса и
кулис
Предложить детям
сочинить этюды на
поведение в зрительном зале и игру
«Что можно взять с
собой в театр?»
Танцевальные
«Краски музыки».
импровизации. Игры Песенное и
на развитие
танцевальное
12

коммуникативных
качеств,
воображения.

творчество
«Солнышко колоконышко»

3. Содержание Программы
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего
дошкольного возраста (5-6 лет) и является дополнительным видом
образования в форме театральной студии. Количественный состав группы
10-15 человек. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятие проводится 2 раза в неделю по 25 минут.
В Программе учитываются возрастные особенности развития детей
дошкольного возраста, необходимые для правильной организации
образовательной деятельности, как в условиях семьи, так и в условиях
МБДОУ.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности и
любознательности. Представления об основных свойствах предметов еще
более расширяются и углубляются. Внимание детей становится более
устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень
привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со
взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу,
которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно.
Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут
использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут
выступать карточки или рисунки). В 5—6 лет ведущее значение приобретает
наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более
сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем,
чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных
предметов и явлений.
Дети в игре способны отражать остаточно сложные социальные
события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может
быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная
сюжетная линия. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка,
наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях,
физическом облике. В возрасте 5-6 лет происходит расширение и углубление
представлений детей о форме, цвете, величине предметов. К концу
дошкольного
возраста
существенно
увеличивается
устойчивость
непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
У детей дошкольного возраста увеличивается объем памяти, что
позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить
достаточно большой объем информации. Ребенок начинает относительно
13

успешно использовать новое средство ─ слово (в отличие от детей старшего
возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные
средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует
запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории
предметов или явлений, устанавливает логические связи. В этом возрасте
продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет
решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о
свойствах различных предметов и явлений. Упорядочивание предметов дети
могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного
признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и
какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака
(например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от
скорости их передвижения).
Театральные занятия проводятся с
детьми старшей группы.
Оптимальное количество детей на театральных занятиях — 10 - 15 человек.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик
и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на
развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который
является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а
соучастником образовательной деятельности. Занятия театрализованной
деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают
способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и
познавательный интерес, а главное раскрепощают его творческие
возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В основу реализации нашей театрально-игровой методики положен
индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его
способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку,
каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в
детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Занятия построены по самым разным сценариям и в зависимости от
таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое
состояние и настроение детей.
Программа состоит из 6 разделов.
1-й раздел — «Театральная игра» — направлен на развитие игрового
поведения, эстетического чувства, воображения, способности творчески
относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми
людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно
делятся на 2 вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
2-й раздел — «Ритмопластика» — включает в себя комплексные
ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечить
развитие
естественных
психомоторных
способностей
14

дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3-й раздел — «Культура и техника речи» — объединяет игры и
упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией,
разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел
включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую
фантазию, умение сочинять небольшие рассказы, песенки и сказки,
подбирать простейшие рифмы. Таким образом, условно все упражнения
можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения;
дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.
4-й раздел — «Основы театральной культуры» — призван обеспечить
условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В
раздел включены следующие основные темы: особенности театрального
искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи
и изнутри; культура зрителя; история театра.
5-й раздел — «Работа над спектаклем» — является вспомогательным,
базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.
6-й раздел – «Интеграция искусств» - представлены разные варианты
интеграции занятий по изобразительной деятельности, художественной
литературе, музыки и театра, содержательной основой которых является
театральная игра.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в
себя:
 просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
 игры-драматизации;
 моделирование игровых ситуаций, направленных на социальноэмоциональное и нравственно-коммуникативное развитие личности ребенка;
 игры-импровизации, способствующие развитию пластики, чувства
ритма, музыкального слуха, пантомимики;
 игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные
упражнения;
 коррекционно-развивающие игры;
 артикуляционная гимнастика;
 задания для развития речевой интонационной выразительности;
 игры-беседы (развитие эмпатии, памяти, мышления, диалогической
речи);
 игры-путешествия, включающие разнообразный познавательный
материал с богатым речевым наполнением;
 ритмические минутки (логоритмика);
15

 пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой
для свободного кукловождения;
 театральные этюды на развитие творческого воображения;
 подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и
инсценировок;
 знакомство с текстом сказки и средствами её драматизации – жестом,
мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит).
Первые игры проводит сам педагог, вовлекая в них детей. Далее в
занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог
становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее
организации, и только лишь во второй половине года педагог может иногда
быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе
сюжета и его разыгрывании.
Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что
удачно сочетают движения, речь, мимику в различных вариациях.
4. Методическое обеспечение Программы
Игра - это не только ведущий вид деятельности дошкольников, она
является основной формой реализации дополнительной общеразвивающей
программы. В игре, как деятельности детей, можно выделить две основные
формы - сюжетную игру и игру с правилами.
Сюжетная игра может быть ролевой, в которой ребёнок выполняет роль,
действуя от первого лица («Я доктор»), и режиссёрской, при осуществлении
которой ребёнок выполняет роль от третьего лица, присваивая её игрушке. В
играх с правилами, которые имеют исключительно совместные формы,
основным моментом являются конкурентные отношения между играющими,
регламентируемые обязательными для всех правилами.
Театрализованные игры имеют особое значение для социализации
дошкольника. Широкое воздействие театрализованной игры на развитие
личности ребёнка связано с тем, что в ней, как интегративном виде
деятельности, объединяется литературная (текст), музыкальная (напев,
танцевальные движения, музыкальное сопровождение) и изобразительная
(изготовление элементов декораций, костюмов, афиш) художественная
деятельность. Участие детей в театрализованных играх обеспечивает
реализацию содержания Программы. Характерными особенностями
театрализованной игры является литературная или фольклорная основа
содержания и наличие зрителей. Театрализованные игры также можно
поделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские.
В игре-драматизации ребёнок, исполняя роль артиста, самостоятельно
создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной
выразительности. Видами игры-драматизации являются игра-имитация
образов животных, людей, литературных персонажей; ролевой диалог на
основе фрагмента текста; инсценирование произведения; постановка
16

спектакля по одному или нескольким произведениям; игра-импровизация с
разыгрыванием одного или нескольких сюжетов без предварительной
подготовки.
В режиссёрской театрализованной игре ребёнок, действуя игрушками
или их заменителями, организует деятельность как сценарист и режиссёр,
озвучивая роли героев и комментируя сюжет. Виды режиссёрских игр
определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в
МБДОУ: настольные плоскостной и объёмный, игрушечный, кукольный (биба-бо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Важная роль принадлежит дидактическим играм: подвижным,
настольно-печатным, музыкальным. Педагогически целесообразной формой
работы являются различные игровые ситуации, направленные на
приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков,
которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем
самостоятельно.
Беседы, загадки, рассказывание, разговор могут быть использованы при
реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы
деятельности
с
использованием
информационно-развлекательного
содержания, в которых предполагается посильное участие детей. При этом
они будут тяготеть к развлечениям с элементами викторины и конкурса.
Викторина - игра в ответы на вопросы, обычно объединённая какой-либо
общей темой. Конкурсы представляют собой дружественное состязание
команд соперников. Дети могут состязаться в выполнении каверзных
заданий, припоминании стихов и считалок на определённую тему.
4.1. Взаимодействие взрослых с детьми
Для поддержания интереса к занятиям используются разнообразные
формы и методы проведения занятий.

беседы, из которых дети узнают информацию о театральной
деятельности;

работа по образцу, дети выполняют задание в предложенной
педагогом последовательности, используя определенные умения и навыки;

самостоятельное проектирование для закрепления теоретических
знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

коллективные работы, где дети могут работать группами, парами,
все вместе.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд
и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных,
практических и игровых задач.
Игровые приемы: загадки, считалки, скороговорки, тематические
вопросы также помогают при формировании театральной деятельности.
17

4.2.
Развивающее
оценивание
качества
деятельности по Программе (оценочные материалы)

образовательной

Формами подведения итогов реализации программы являются:
театральные постановки, творческие проекты, открытые занятия для
родителей.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей
дошкольного возраста
1. Основы театральной культуры
Высокий уровень3 балла
Средний уровень:
2 балла
Проявляет устойчивый
Интересуется
интерес к театральному
театральной
искусству и
деятельностью
театрализованной
деятельности. Знает
правила поведения в
театре
Называет различные виды Использует свои
театра, знает их различия, знания в
театрализованной
может охарактеризовать
деятельности
театральные профессии
2. Речевая культура
Понимает главную идею
Понимает главную
литературного
идею литературного
произведения, поясняет
произведения
свое высказывание
Дает подробные словесные Дает словесные
характеристики главных и характеристики
второстепенных героев
главных и
второстепенных
героев
Творчески интерпретирует Выделяет и может
единицы сюжета на основе охарактеризовать
литературного
единицы сюжета
произведения
Умеет пересказывать текст В пересказе
произведения от разных
использует
лиц, используя языковые и средства языковой
выразительности
интонационно-образные
средства выразительности (эпитеты, сравнения,
образные выражения)
речи
3. Эмоционально-образное развитие

Низкий уровень:
1 балл
Не проявляет интереса к
театральной
деятельности. Знает
правила поведения в
театре
Затрудняется назвать
различные виды театров

Понимает содержание
произведения
Различает главных и
второстепенных героев

Затрудняется выделить
единицы сюжета
Пересказывает текст
произведения с
помощью педагога

18

Творчески применяет в
спектаклях и
инсценировках знания о
различных эмоциональных
состояниях и характере
героев, использует
различные средства
выразительности

4. Навыки кукловождения
Импровизирует с куклами
разных систем в работе
над спектаклем
5. Музыкальное развитие
Импровизирует под
музыку разного характера,
создавая выразительные
пластические образы

Владеет знаниями о
различных
эмоциональных
состояниях и может
их
продемонстрировать,
используя мимику,
жест, позу,
движение, требуется
помощь в
выразительности

Различает
эмоциональные
состояния и их
характеристики, но
затрудняется их
продемонстрировать
средствами мимики,
жеста, движения

Использует навыки
кукловождения в
работе над
спектаклем

Владеет элементарными
навыками
кукловождения

Передает в
Затрудняется в создании
свободных
пластических образов в
пластических
соответствии с
движениях характер характером музыки
музыки
Свободно подбирает
Самостоятельно
Затрудняется выбрать
музыкальные
выбирает
музыкальную
характеристики героев,
музыкальные
характеристику героев
музыкальное
характеристики
из предложенных
сопровождение к частям
героев, музыкальное педагогом
сюжета
сопровождение к
частям сюжета из
предложенных
педагогом
Самостоятельно
С помощью педагога Затрудняется в игре на
использует музыкальное
использует детские
детских музыкальных
сопровождение на детских музыкальные
инструментах и подборе
музыкальных
инструменты,
знакомых песен к
инструментах, свободно
подбирает
спектаклю
исполняет песню, танец в
музыкальное
спектакле
сопровождение,
исполняет песню,
танец
6. Основы изобразительно – оформительской деятельности
Самостоятельно создает
Создает эскизы
Создает рисунки на
эскизы к основным
декораций,
основные действия
действиям спектакля,
персонажей и
спектакля
19

эскизы персонажей и
декораций с учетом
материала, из которого их
будут изготовлять
Проявляет фантазию в
изготовлении декораций и
персонажей к спектаклям
для различных видов
театра (кукольного,
настольного, на
фланелеграфе)

основных действий
спектакля
Создает по эскизу
или
словесной
характеристикеинструкции
декорации из
различных
материалов

Затрудняется в
изготовлении декораций
из различных
материалов

4.3. Материально-техническое обеспечение Программы
1. Музыкальный зал.
2. Оборудование:
- ширма стационарная для кукольного театра;
- пианино;
- стулья детские;
- костюмы детские, маски-шапочки.
3. Технические средства обучения:
- музыкальный центр
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- синтезатор
4. Электронно-программное обеспечение:
-CD диски с музыкальным материалом.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Детская литература.
1.Зимовье зверей -1шт.
6.Курочка ряба-1шт.
2.Колосок-1шт.
7.Лисичка со скалочкой-1шт.
3.Кот, петух и лиса-1шт. 8.Народные потешки «Идёт коза рогатая» 1шт.
4.Красная шапочка-1шт. 9.Сказка о глупом мышонке-1шт.
5.Крылатый, мохнатый, 10.Степанов В. Загадочные сказки-1шт.
масленый-1шт.
4.4. Кадровые условия
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование,
соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной
программы.
20

Требования
к
педагогам
дополнительного
образования
и
преподавателям:
среднее профессиональное образование – программы подготовки
специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат,
направленность (профиль) которого, как правило, соответствует
направленности дополнительной общеобразовательной программы;
дополнительное профессиональное образование – профессиональная
переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует
направленности
дополнительной
общеобразовательной
программы.
Рекомендуется
обучение
по
дополнительным
профессиональным
программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз
в три года.

21

Список литературы
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.
М.,ТЦ СФЕРА – 2003.
2. Бодраченко Н.В. Театрализованные музыкальные представления для
детей дошкольного возраста / М.: Айрис-пресс, 2006.
3. В гостях у сказки /театрализованные представления, авт. сост.
Л.Петухова, - М., Музыка – 2005.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр: Методическое пособие для
воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2004.
5. Как найти дорожку /Ж.Л.Металлиди, серия «Сыграем сказку»/ С.- Пбург: Композитор - 2002.
6. Музыкальный теремок. Сказки и инсценировки для детей младшего
возраста, - М., Музыка – 1981.
7. Музыкальный фейерверк /Е.А.Гомонова – Ярославль: Академия
развития, - 2005.
8. Наш музыкальный театр /для детей младшего возраста/ - М., Музыка –
1991.
9. Сигурова И.А. Театрально-игровая
деятельность с детьми.
Екатеринбург, из-во Дома учителя – 2002.
10.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Кукольный театр для самых
маленьких. М., Линка-Пресс – 2009.
11.
Фольклор-музыка-театр / Программы и конспекты занятий для
педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. –
Под редакцией С.И.Мерзляковой. / М.: Гуманит изд.центр ВЛАДОС – 1999.
12.
Царенко Л.И. От потешек к Пушкинскому балу./ М.:ЛИНКА
ПРЕСС, 1999.
13.Чистякова М. Психогимнастика. М., 1990.
14.
Чурилова Э.Г. Методика и организация
театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников. /Программа и
репертуар/ М.,ВЛАДОС - 2004.

22

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».