Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 312 АННОТАЦИЯ к дополнительной общеобразовательной программе дошкольного образования технической направленности «Lego-конструирование» Екатеринбург, 2020 г. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В. Фешиной «Лего конструирование в детском саду». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы: 1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы. Нормативная база, на основе которой создана программа: ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Закон Свердловской области от 15.07. 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10); письма Министерства образования России от 09.08.2000г. №237 – 23 - 16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»; методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.1995г. № 46 – 19 – 15 инструктивно – методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65 – 23 – 16. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года№06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учѐтом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях. Цель программы: развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Задачи: 1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности. 2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения. 3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. Направленность программы: художественно-эстетическое развитие Направление образовательной деятельности: конструирование. Срок реализации: 2 года. Программа направлена на развитие конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми с 5-8 лет по подгруппам (от 10 детей). Длительность занятий определяется возрастом детей. - в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет) - в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-8 лет) В течение года на освоение программных задач отводится 36 часов (два раза в неделю). В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы: уважения к личности ребенка; построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в продуктивной творческой деятельности; сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей; возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста; вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития; индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности; выявления детской одаренности, создания обстановки, опережающей развитие ребенка (возможность самостоятельного решения ребенком задач, требующих максимального напряжения сил; использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды детской деятельности; использование разнообразных методов и приемов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность ребенка; введение в деятельность ребенка элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений); систематичность, последовательность проведения занятий; эмоционально-насыщенная тематика занятий; проблемно-ситуативный характер заданий; от простого к сложному; учѐт индивидуальных возможностей детей дошкольного возраста в освоении коммуникативных и конструктивных навыков; активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста; комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой; результативности и гарантированности - реализация прав ребѐнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей. принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития детей от 58 лет). Для поддержания интереса к занятиям используются разнообразные формы и методы проведения занятий. беседы, из которых дети узнают информацию об объектах конструирования; работа по образцу, дети выполняют задание в предложенной педагогом последовательности, используя определенные умения и навыки; самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий; коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы: загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при конструктивной деятельности.