Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Lego-конструирование 2022/2023

Содержание
1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

6

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.3.

Планируемые результаты реализации Программы

11

2.

Учебно-тематический план

15

3.

Содержание Программы

35

4.

Методическое обеспечение программы

40

4.1.

Взаимодействие взрослых с детьми

41

4.2.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Программе (оценочные материалы)

42

4.3.

Материально – техническое обеспечение Программы

44

4.4.

Кадровые условия

45

5.

Список литературы

46

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лего-коструирование»

технической

направленности

разработана

в

соответствии с основополагающими нормативными документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
4. Методические рекомендации Министерства образования и науки
Российской

Федерации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (2015 г.) (на основании письма №09-3442 от
18.11.15 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей
и молодежи Министерства образования и науки РФ);
5. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических
рекомендаций

"Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области";
6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих

программ

в

МБДОУ – детский сад № 312 Железнодорожного района;
7. Устав МБДОУ – детский сад № 312 Железнодорожного района.
Актуальность программы.
Игровую деятельность принято называть основным видом деятельности
дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его
личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и

3

эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно
влияет на социальное здоровье дошкольника. Такой деятельностьюявляется
Лего-конструирование, которое при всѐм своѐм разнообразии исходят из
общей идеи обладает характерными особенностями. Каждая деятельность с
конструктором представляет собой набор задач, которые ребѐнок решает с
помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребѐнкув различной форме:
в виде модели, рисунка, фотографии, устной инструкции и таким образом
знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное
возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребѐнку идти
вперѐд и совершенствоваться самостоятельно, развивать свои творческие
способности.
Большинство

построек

с

конструктором

не

исчерпывается

предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты
заданий и придумывать новые постройки с конструктором, заниматься
конструкторской деятельностью. Конструирование из Лего-конструктора
позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием
творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности;
формированием на основе создания общих построек коммуникативных
навыков:

умением

в

совместной

деятельности

высказывать

свои

предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы;
доброжелательно

предлагать

помощь;

объединяться

в

пары

или

конструировать всем вместе.
Современное дошкольное образование ориентировано на усвоение
определѐнного объема знаний у детей дошкольного возраста. Вместе с тем
необходимо развивать личность ребенка, его познавательно-технические
способности. Развитие этих способностей возможно с помощью конструктора
Лего, которое стимулирует практическое и интеллектуальное развитие детей,
не ограничивают свободу экспериментирования, развивает воображение и
навыки общения, помогает жить в мире фантазий, развивает способность к
интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает
4

возможность не только собрать игрушку, но и осуществить игровую
деятельность. Используя детали не одного, а двух и более наборов
конструктора Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов
игрушек, задающих сюжеты игровой деятельности.
Отличительной особенностью программы является то, что она дает
возможность каждому дошкольнику попробовать свои силы в легоконструировании.
Актуальность
общеразвивающей

дополнительной
программы

общеобразовательной

«Lego-конструирование»

определяется

запросом со стороны всех субъектов образовательных отношений:
- дошкольников и их родителей (законных представителей) по
программам технического развития детей дошкольного возраста;
- на современные требования модернизации системы образования;
- на социальном заказе муниципального образования.
Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное
развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают
воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают
способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает
возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали
не одного, а двух и более наборов конструктора Лего, можно собрать
неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Новизна программы и ее отличительная особенность.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы предполагает:
- новое решение проблем дополнительного образования;
- новые методики преподавания;
- новые педагогические технологии в преподавание занятий.

5

1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы – формирование у дошкольников интереса к
конструкторской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• обогащать представления детей о создание различных построек;
•

формировать

способность

понимания

пространственных

соотношений;
• познакомить с основными строительными деталями.
Воспитательные:
• воспитывать стремление совершенствовать конструктивные умения;
• воспитывать чувство радости от постройки;
• совершенствовать коммуникативные умения и навыки.
Развивающие:
• развивать интерес и желание активно познавать и действовать с
конструктором с учетом избирательности и предпочтений у детей;
• развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу;
• развивать самостоятельность детей в конструкторской деятельности

1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы

и

общеобразовательной

подходы

к

формированию

общеразвивающей

программы

дополнительной
по

«Lego

–

конструированию».
В основу программы заложены следующие основные педагогические
принципы:


уважения к личности ребенка;



построения

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок

6

становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом

образования

(далее

-

индивидуализация

дошкольного

образования);


содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание

ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;


поддержки инициативы детей в продуктивной творческой

деятельности;


сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с

семьей;


возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);


учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;



вариативности обеспечивает возможность выбора содержания

образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на
интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его
развития;


индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка,

входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство,
изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится
у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким
образом, ребенок не является «прямым наследником» (то естьпродолжателем
чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и
целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то
создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания,
созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности;


выявления

детской

одаренности,

создания

обстановки,

опережающей развитие ребенка (возможность самостоятельного решения
ребенком задач, требующих максимального напряжения сил; использование
многообразных форм организации обучения, включающих разные виды
7

детской деятельности; использование разнообразных методов и приемов,
активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность ребенка;
введение в деятельность ребенка элементов проблемности, задач открытого
типа, имеющих разные варианты решений);


систематичность, последовательность проведения занятий;



эмоционально-насыщенная тематика занятий;



проблемно-ситуативный характер заданий;



от простого к сложному;



учѐт индивидуальных возможностей детей дошкольного возраста

в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;


активности и созидательности - использование эффективных

методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие
творческих способностей детей дошкольного возраста;


комплексности решения задач - решение конструктивных задач в

разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;


результативности и гарантированности - реализация прав ребѐнка

на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата
независимо от возраста и уровня развития детей.


принцип развивающего образования, в соответствии с которым

главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;


принцип научной обоснованности и практической применимости;



принцип интеграции содержания дошкольного образования в

соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;


комплексно-тематический принцип построения образовательного

процесса.


обогащение (амплификация) детского развития;



построение

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
8

становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования;


содействие и сотрудничество детей и взрослых, признаниеребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;


поддержка инициативы детей в продуктивной творческой

деятельности;


формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;


возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие

условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития детей от 58 лет).
С целью развития детского конструирования как деятельности, в
процессе которой развивается ребенок используются формы организации
обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева,
Л.А.Парамонова:
Конструирование

по

образцу:

заключается

в

том,

что

детям

предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного
материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения.
Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых
знаний,

способов

действий

основанных

конструирование трудно напрямую

на

подражании.

связать с развитием

Такое

творчества.

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная
деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи,
обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности
творческого характера.
Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается
модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту
модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного
материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают
способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками 9

достаточно эффективное средство решения активизации их мышления.
Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования
по образцу.
Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым
постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае
выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов
их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей
формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить
практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма
организации обучения в наибольшей степени способствует развитию
творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам:
моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей
строительного

материала

воссоздаются

внешние

и

отдельные

функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для
развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого
обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для
развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности – они
сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство
обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и
творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику
конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают
материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в
практике форма конструирования очень близка по своему характеру
конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей
10

здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования
по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.

1.3. Планируемые результаты реализации программы
В процессе реализации поставленных задач программы осуществляется
педагогическая диагностика (мониторинг) усвоение детьми обучающего и
развивающего материала. Периодичность мониторинга - 2 раза в год (октябрьапрель). Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
Занятия

по

Программе

положили

начало

формированию

у

обучающихся представлений об устройстве конструкций, а также послужит
развитию их творческих способностей. Реализация учебного плана
Программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать
способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать
проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать
решения и реализовывать их, расширит активный словарь детей.
В результате освоения Программы, обучающиеся должны знать:
 основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);


простейшие

основы

конструирования

(устойчивость

конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей);


виды конструкций: плоские, объѐмные;

 последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:


осуществлять

подбор

деталей,

необходимых

для

конструирования (по виду, цвету, назначению);

11



конструировать,

ориентируясь

на

пошаговую

инструкцию

изготовления конструкции;


конструировать по образцу, по условию, по замыслу несложные

конструкции;


с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую

практическую
собственной

работу,

осуществлять

практической

контроль

деятельности;

качества

результатов

самостоятельно

определять

количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий
замысел;


обладает

установкой

положительного

отношения

со

и

к

конструированию;


активно

взаимодействует

сверстниками

взрослыми,

участвует в совместном конструировании, техническом творчестве, имеет
навыки работы с различными источниками информации;


способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других;


обладает

развитым

воображением,

которое

реализуется

в

строительной игре и конструировании;


знаком с основными компонентами конструктора Лего;



различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться

разным правилам и социальным нормам;


владеет устной речью, может использовать речь для выражения

своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации творческой деятельности;


развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои

движения и управлять ими при работе с Лего-конструктором;


способен соблюдать правила безопасного поведения при работе с

конструктором, необходимым при конструировании;

12



проявляет

интерес

к

исследовательской

и

творческой

деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, склонен наблюдать.
К концу обучения дети могут:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных
схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать

постройку прочной,

точно соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой
замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
- правильно использовать детали строительного материала;
Планируемый результат воспитанников 5-6 лет
дети могут:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в
соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик,
горка, овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
-

обдумывать

назначение

будущей

постройки,

намечать

цели

деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных
свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
13

- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить
конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по
рисунку и словесной инструкции.
Планируемый результат воспитанников 5-8 лет
дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать
собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
-

морально-волевые

качества:

толерантность,

старательность,

внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие
способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность,
интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети

разовьют мелкую моторику

рук,

поисковую творческую

деятельность, эстетический вкус.

14

2. Учебно-тематический план
Первый год обучения:
 закреплять приобретѐнные в средней группе умения;
 развивать

наблюдательность,

уточнять

представление

о

форме

предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной
величине, различии и сходстве;
 развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать
сосредоточенно;
 учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от
рисунков, фотографий, чертежей;
 продолжать знакомить с новыми деталями;
 добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
 учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять
еѐ общее конструктивное решение, соотносить свой замысел симеющимся
строительным материалом.
Второй год обучения:
 учить работать с мелкими деталями;
 создавать более сложные постройки;
 работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные
постройки;
 учить рассказывать о постройке других воспитанников;
 самостоятельно распределять обязанности;
 учить помогать товарищам в трудную минуту;
 возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
 формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с
заданными условиями;
 направлять детское воображение на создание новых оригинальных
конструкций;
 развивать творческую активность;
 навыки межличностного общения и коллективного творчества;
15

 способности к анализу и планированию деятельности;
 интерес к лего-конструктору.
Примерное распределение занятий на год:
 конструирование по образцу и преобразование образца по условиям;
 конструирование по условиям;
 конструирование по замыслу.
Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут по подгруппам (по
8-10 детей).
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретѐнные
в средней группе. С этой целью весь сентябрь проводятся близкие по тематике
занятия предыдущего года, но в усложнѐнном варианте.
Основные формы занятий:
 моделирование по схеме, замыслу, образцу;
 работа над проектами (второе полугодие).
Проект даѐт ребѐнку возможность экспериментировать, создавать
собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети
приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать
мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и
включает в себя следующие этапы:


подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий,

беседы по теме проекта;


основной делится на две части: рассматривание образцов, схем,

создание проекта на нескольких занятиях;


Заключительный:

вывод

о

проделавнной

работе.

Дети

представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию,
старательность, интерес.

16

Перспективное планирование с воспитанниками 3-4 лет
Месяц

Тема
Знакомство с
легокабинетом
Ворота для
заборчика

Цели
Познакомить с лего-конструктором
Закреплять знания цвета и формы

Здравствуй,
лес!
Мы в лесу
построим дом

Познакомить с некоторыми видами деревьев,
растущих в лесу, научить различать деревья
Развивать творческое воображение.
Учить подражать звукам и движениям персонажей
Учить строить дом из лего-конструктора
Закреплять умение строить домики

Учить выполнять простейшую конструкцию ( из
мягкого лего) – ворота, устанавливать опоры и
класть на них перекладину
Пирамидка
Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору
Башенка
Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору
Конструирова Закреплять навыки, полученные в младшей группе
Учить заранее обдумывать содержание будущей
Сентябрь ние по
замыслу
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Башня
Закреплять навыки, полученные в младшей группе,
и приёмы построек снизу вверх. Учить строить
простейшие постройки. Формировать бережное
отношение к конструктору
Строим лес
Закреплять умение строить лесные деревья
Учить отличать деревья друг от друга
Закреплять названия деталей, цвет
Мостик
Учить строить мостик, точно соединять
строительные детали, накладывать их друг на друга

Октябрь

Разные
домики
Конструирова Закреплять полученные навыки.
ние по
Учить заранее обдумывать содержание будущей
замыслу
постройки, называть её тему, давать общее
описание
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Весёлые
Разучивать стихотворения про утят
утята
Учить строить утят, используя различные детали

17

Красивые
рыбки

Уточнять и расширять представления о рыбах
Развивать умение наблюдать, анализировать, делать
выводы
Учить строить морских обитателей
Гусёнок
Учить строить из конструктора гусёнка
Конструирова Закреплять полученные навыки. Учить заранее
ние по
обдумывать содержание будущей постройки,
замыслу
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Мебель для
комнаты

Ноябрь

Развивать способности выделять в предметах их
функциональные частиУчить анализировать
образец
Мебель для
Закреплять умение строить мебель
кухни
Запоминать название предметов мебели
Печка
Познакомить с русской печкой
Развивать воображение, фантазию
Учить строить печку из конструктора
Конструирова Закреплять полученные навыки
ние по
Учить заранее обдумывать содержание будущей
замыслу
постройки, называть её тему, давать общее
описание
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Улитка
Учить строить улитку. Воспитывать добрые
отношения. Развивать память, мышление, внимание.
Большие и
Учить строить разные пирамидки.
маленькие
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
пирамидки
Учить бережно относиться к конструктору
Ворота для
Учить строить ворота для заборчика
заборчика
Аккуратно и крепко скреплять детали легоконструктора «Дупло»
Конструирова Закреплять полученные навыки. Учить заранее
ние по
обдумывать содержание будущей постройки,
замыслу
называть её тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность
Утята в озере
Волшебные
рыбки

Учить внимательно слушать стихотворение
Строить из конструктора утят
Рассказать о рыбах
Учить строить рыб из конструктора
18

Мостик через
речку
Конструирова
ние по
замыслу

Декабрь

Январь

Учить строить мостик, точно соединять
строительные детали
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Лесной домик Учит строить дом
Распределять детали лего-конструктора правильно
Развивать творческое воображение, навыки
конструирования
Мебель
Развивать способность выделять в реальных
предметах их функциональные части. Учить
анализировать образец
Русская печь Рассказать о русской печке
Развивать воображение, фантазию.
Учить строить печку из конструктора
Конструирова Закреплять полученные навыки
ние по
Учить заранее обдумывать содержание будущей
замыслу
постройки, называть её тему, давать общее
описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Построим
загон для
коров
Грузовая
машина
Домик
фермера

Мельница
Загон для
коров и
лошадей
Грузовик

Закреплять понятия «высокий», «низкий"
Учить выполнять задания по условиям
Развивать творчество, воображение, фантазию
Учить создавать простейшую модель грузовой
машины
Выделять основные части и детали
Формировать обобщённые представления о домах
Учить сооружать постройки с перекрытиями.
Делать их прочными
Развивать умение выделять части
Познакомить с понятием «фундамент»
Рассказать о мельнице
Развивать воображение, фантазию
Учить строить загоны по условиям. Равивать
глазомер, навыки конструирования. Мелкую
моторику рук
Учить строить различные машины, используя
детали лего-конструктора
19

Дом фермера

Мельница

Учить строить большой дом для фермера.
Развивать фантазию, творчество.
Учить доводить начатое дело до конца
Учить строить мельницу
Развивать воображение, фантазию

Машина с
прицепом
Пожарная
машина
Кораблик

Учить строить машину с прицепом
Развивать навыки конструирования
Познакомить с профессией пожарного
Учить строить пожарную машину
Рассказать о кораблях
Учить строить более сложную постройку
Развивать внимание, навыки конструирования
Конструирова Закреплять полученные навыки
ние по
Учить заранее обдумывать содержание будущей
замыслу
постройки. Называть её тему, давать описание
Февраль
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Знакомство
Учить слушать сказку.
со
Рассказать о светофоре.
светофором
Закреплять навыки конструирования.
Продолжение Продолжать знакомить со светофором.
знакомства со Учить правила дорожного движения.
светофором
Строить проезжую часть и надземный переход.
Робот
Познакомить с игрушкой робот.
Учить строить из лего-конструктора
Конструирова Закреплять полученные навыки
ние по
Учить заранее обдумывать содержание будущей
замыслу
постройки, называть её тему, давать общее
описание.
Детская
площадка
Горка для
ребят
Все работы
хороши

Март

Показать детскую площадку
Построить песочницу, лесенки
Продолжать знакомить с детской площадкой
Развивать память и наблюдательность
Познакомить с разными профессиями
Учить отличать их по внешнему виду
Воспитывать уважение к труду взрослых
Конструирова Закреплять полученные навыки
ние по
Учить заранее обдумывать содержание будущей
замыслу
постройки, называть её тему, давать общее
описание
20

Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Мы едем в
зоопарк
Слон

Учить отличать хищников от травоядных животных

Учить строить слона
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка
Обезьяна
Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с
обитателями зоопарка.
Конструирова Закреплять полученные навыки
ние по
Учить заранее обдумывать содержание будущей
замыслу
постройки, называть её тему, давать общее
описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Ракета

Апрель

Рассказать о космосе
Учить строить ракету
Луноход
Рассказать о луноходе
Учить строить из деталей конструктора
Космонавты
Продолжать знакомить с космосом
Учить строить космонавтов из мелких деталей
Конструирова Закреплять полученные навыки
ние по
Учить заранее обдумывать содержание будущей
замыслу
постройки, называть её тему, давать общее
описание
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Ракета,
Рассказать о космических ракетах и космонавтах.
космонавты
Учить строить ракету и космонавтов.
Грузовая
Учить сооружать знакомую конструкцию по
машина с
графической модели, соотносить её элементы с
прицепом
частями предмета
Корабли
Дать обобщённое представление о кораблях. Учить
способам конструирования. Закреплять имеющиеся
навыки конструирования. Учить сочетать в
постройке детали по форме и цвету, устанавливать
пространственное расположение построек
Поезд
Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с
колёсами, друг с другом, основными частями
поезда. Развивать фантазию, воображение.
21

Животные в
зоопарке
Вольер для
тигров и
львов
Крокодил
Май

Рассказать о зоопарке
Учить строить утку, слона
Учить всем вместе строить одну поделку

Продолжать знакомить с зоопарком
Учить строить крокодила
Конструирова Закреплять полученные навыки
ние по
Учить заранее обдумывать содержание будущей
замыслу
постройки, называть её тему, давать общее
описание
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Разные
Рассказать о некоторых профессиях (фермер,
профессии
доярка, повар, водитель)
Пожарная
Рассказать о работниках пожарной части. Учить
машина
строить из конструктора пожарную часть и
пожарную машину
Развивать творчество и логическое мышление
Учить понимать нужность профессии
Самолёт
Рассказать о профессии лётчика
Учить строить самолёт, выделяя функциональные
части. Развивать интерес и творчество
Конструирова Закреплять полученные навыки.
ние по
Учить заранее обдумывать содержание будущей
замыслу
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Перспективное планирование с воспитанниками 4-5 лет
Месяц
Тема
Задачи
Сентябрь Конструирование Формировать бережное отношение к
22

по замыслу

Октябрь

конструктору. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность. Закреплять
навыки, полученные в младшей группе. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать общее
описание.
Башня
Формировать бережное отношение к
конструктору. Развивать внимание, память,
логическое мышление. Закреплять
навыки, полученные в младшей группе, и
приемы построек снизу вверх. Учить строить
простейшие постройки.
Мостик
Воспитывать желание доводить начатое дело до
конца. Развивать самостоятельность, внимание
и память. Закреплять название деталей, цвет.
Учить строить мостик, точно соединять
строительные детали, накладывать их друг на
друга.
Грибная полянка Продолжать работу по формированию
бережного отношения к собственной поделке.
Воспитывать творческую инициативу. Учить
строить гриб (мухомор). Закреплять умения
скреплять детали разными способами (со
смещением, скрепляя 2 детали одной).
Строим лес
Воспитывать желание трудиться сообща,
помочь соседу. Развивать внимание, фантазию и
творчество. Закреплять умения строить лесные
деревья по схеме. Учить отличать деревья друг
от друга. Закреплять названия деталей, цвет.
Красивые ворота Воспитывать желание доводить дело до конца,
для осеннего
по окончании работы убирать конструктор на
сада
место. Развивать умения анализировать образец
– выделять в нем функционально значимые
части (столбики – опоры и перекладины). Учить
строить ворота, аккуратно и крепко скреплять
детали конструктора.
Я и мой друг
Воспитывать бережное отношение к своим
постройкам. Развивать восприятие и внимание,
мелкую моторику рук. Обучать анализу образца,
выделению основных частей человеческой
фигуры. Ознакомить с конструктивными
приемами построения модели человеческой
фигуры.
Дом для моей Воспитывать желание трудиться. Развивать
23

семьи

Ноябрь

Мебель (стол и
стул)

Большие
маленькие
пирамидки
Цветок
мамочки

и

для

Конструирование
по замыслу

Декабрь

Снежинка

Снегири на ветке

Зайка беленький

умение выделять части (стены, пол, крыша,
окно, дверь). Развивать творческое
воображение, навыки конструирования. Учить
строить дом.
Воспитывать желание по окончании работы
аккуратно складывать конструктор на
место Развивать способность выделять в
реальных предметах их функциональные части.
Учить анализировать образец.
Продолжать воспитывать бережное отношение
к конструктору. Развивать внимание, мелкую
моторику рук. Учить строить разные
пирамидки.
Воспитывать умение радоваться достигнутому
результату. Развивать творческое воображение,
навыки конструирования. Продолжать учить
работать по образцу. Учить распределять детали
конструктора правильно. Закреплять умения
скреплять детали разными способами. Развивать
творческое воображение, навыки
конструирования.
Воспитывать творческую инициативу и
самостоятельность. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность называть ее
тему, давать общее описание. Закреплять
полученные навыки. Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки, называть ее
тему, давать общее описание.
Воспитывать самостоятельность при
выполнении работы. Развивать творческое
воображение, навыки конструирования. Учить
распределять детали конструктора правильно.
Закреплять умения аккуратно и крепко
скреплять детали конструктора
Воспитывать бережное отношение к животным.
Развивать творческое воображение, навыки
конструирования. Развивать внимание, мелкую
моторику рук. Распределять
детали конструктора правильно, работая по
образцу. Познакомить с новыми деталями
конструктора.
Формировать бережное отношение к
животным. Развивать творческое воображение,
навыки конструирования. Учить анализировать
24

Январь

Февраль

образец. Учить распределять детали
конструктора в определенном порядке.
Новогодняя
Воспитывать бережное отношение к
елочка
результатам своего труда. Развивать творческое
воображение. Учить строить модель елки по
выбранной схеме. Закреплять умения аккуратно
и крепко скреплять детали конструктора.
Развивать творческое воображение.
Домик деда
Развивать творческое воображение, фантазию.
Мороза
Воспитывать бережное отношение к
постройкам. Учить строить объёмный дом.
Познакомить с новыми деталями конструктора.
Мельница
Воспитывать желание доводить начатое дело до
конца, умение преодолевать трудности. Учить
строить мельницу по показу педагога. Развивать
способность выделять в реальных предметах их
функциональные части. Развивать воображение,
фантазию.
Русская печь
Воспитывать желание доводить начатое дело до
конца, умение преодолевать трудности.
Развивать воображение, фантазию.
Учить строить печку по показу педагога.
Конструирование Воспитывать творческую инициативу и
по замыслу
самостоятельность. Развивать фантазию и
воображение. Познакомить с мелким
конструктором. Закреплять навыки, полученные
при работе с крупным конструктором. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать общее
описание.
Главная площадь Воспитывать любовь к Родине. Развивать
моего города
стремление к творчеству. Расширять знания
детей о родном городе. Учить работать в паре и
коллективно. Учить сооружать совместную
постройку. Учить использовать для своих
построек как крупный, так и мелкий
конструктор.
Универсам
Воспитывать желание работать в группе,
умение прийти на помощь, преодолевать
небольшие трудности. Развивать фантазию и
воображение. Закреплять умение строить дома,
подбирать детали по форме, размеру и
устойчивости. Продолжать учить использовать
для своих построек как крупный, так и мелкий
25

Корабль

Вертолет

Март

Корзина с
подснежниками

Открытка для
бабушки

Обитатели
зоопарка.
Верблюд.
Обитатели
зоопарка. Слон

Лошадь и корова

Апрель

Аквариумные
рыбки

конструктор
Воспитывать бережное отношение к
результатам своего труда и труда сверстников.
Развивать конструктивные способности, а также
умение действовать по образцу. Учить способам
конструирования кораблей.
Учить сочетать в постройке детали по форме и
цвету, устанавливать пространственное
расположение построек.
Воспитывать бережное отношение к
результатам своего труда и труда сверстников.
Развивать конструктивные способности, а также
умение действовать по образцу. Учить способам
конструирования вертолета.
Учить сочетать в постройке детали по форме и
цвету, устанавливать пространственное
расположение построек.
Воспитывать внимательное отношение к
близким людям, умение видеть красоту
природы. Развивать творческие
способности. Знакомить детей с понятием
устойчивости постройки, её прочности.
Воспитывать стремление оказать внимание
близким людям. Развивать фантазию и
воображение, мелкую моторику рук.
Познакомить с Lego-мозаикой, формировать
навыки изготовления поделки на плоскости.
Воспитывать любознательность. Развивать
внимание и память. Учить строить верблюда по
схеме. Обыгрывать постройку, дополняя
природным ландшафтом (постройка пирамид).
Воспитывать любознательность. Развивать
внимание и память. Учить строить слона по
схеме. Обыгрывать постройку, дополняя
природным ландшафтом (постройка пальм).
Воспитывать умение преодолевать небольшие
трудности. Развивать внимание, творческие
способности. Учить строить домашних
животных из мелкого конструктора.
Обыгрывать постройку, дополняя ее загоном
для животных и деревьями.
Воспитывать любознательность.
Развивать умение наблюдать, анализировать,
делать выводы. Учить строить
26

Май

аквариум (водоросли, мелкие камушки) и его
обитателей из мелкого конструктора.
Мы едем в
Продолжать воспитывать бережное отношение
зоопарк
к совместным постройкам, умение доводить
дело до конца. Развивать конструктивные
способности и фантазию. Учить строить
объемные вольеры для животных, разной
формы и размера, учить делать перегородки.
Ракета
Воспитывать желание доводить начатое дело до
конца. Развивать фантазию и творчество. Учить
строить ракету по представлению.
Робот
Воспитывать желание доводить начатое дело до
конца. Развивать фантазию и творчество. Учить
строить ракету по представлению.
Государственный Воспитывать аккуратность и усидчивость при
флаг
выполнении работы. Развивать внимание,
восприятие и мелкую моторику рук.
Продолжать учить составлять узор из разных
деталей Lego-мозаики, продолжать
формировать навыки изготовления поделки на
плоскости.
Крепость
Воспитывать желание доводить начатое дело до
конца. Воспитывать бережное отношение к
выполненным постройкам. Развивать фантазию
и творчество. Закреплять умение строить
объемную постройку из крупного конструктора.
Медаль для
Воспитывать стремление оказать внимание
дедушки
близким людям. Развивать фантазию,
творчество и мелкую моторику рук. Продолжать
учить составлять узор из разных деталей Legoмозаики, продолжать формировать навыки
изготовления поделки на плоскости.
Движение на
Воспитывать желание помочь другу, умение
улице города
преодолевать небольшие трудности. Развивать
фантазию, творчество, мелкую моторику рук.
Систематизировать знания детей о правилах
дорожного движения. Учить работать в паре и
коллективно. Учить сооружать совместную
постройку. Учить использовать для своих
построек как крупный, так и мелкий
конструктор.
Конструирование Воспитывать творческую инициативу и
по замыслу
самостоятельность. Развивать конструктивные и
творческие способности. Закреплять навыки,
27

полученные при работе с крупным и мелким
конструктором. Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки, называть ее
тему, давать общее описание.

28

Перспективное планирование с воспитанниками 5-6 лет
Месяц

Тема
Цели
Конструирование Закреплять навыки, полученные в средней
по замыслу
группе. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть еѐ тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
сентябрь Избушка на
Учить работать в коллективе дружно, помогая
курьих ножках
друг другу.
Мостик через
Учить строить мостик. Развивать мелкую
речку
моторику рук и навыки конструирования.
Учить доводить начатое дело до конца.
Колодец
Учить коллективно строить простейшую
постройку.
Дом лесника
Учить строить большой дом для лесника.
Разные домики
Учить строить домики разной величины и
длины.
Кафе
Учить создавать сложную постройку, работать
октябрь
вместе, не мешая друг другу.
Конструирование Закреплять навыки, полученные в средней
по замыслу
группе. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть еѐ тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Плывут корабли Рассказать о водном транспорте. Учить строить
корабли. Развивать творчество, фантазию,
мелкую моторику рук.
Катер
Учить выделять в постройке еѐ
функциональные части. Совершенствовать
умение анализировать образец, графическое
изображение постройки, выделять в ней
ноябрь
существенные части. Обогащать речь
обобщающими понятиями: «водный, речной,
морской транспорт».
Пароход
Закреплять знания водном транспорте.
Закреплять навыки конструирования.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки.
Называть еѐ тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
декабрь зоопарк
Закреплять представления о многоообразии

29

слон
верблюд
Конструирование
по замыслу

Домашние
животные
январь

Дети
Дом фермера
Конструирование
по замыслу

Грузовой
автомобиль
Пожарная часть

февраль

самолѐт
Конструирование
по замыслу

Поезд мчится
беседка
март
пастбище

Конструирование

животного мира. Развивать способность
анализировать, делать выводы.
Учить строить слона. Развивать творческие
навыки, терпение.
Учить строить верблюда.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки.
Называть еѐ тему, давать общеее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить собаку и кошку. Развивать
творчество, фантазию, навыки
конструирования
Учить строить мальчика и девочку. Учить
рассказывать о постройке.
Учить находить материал для постройки.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки,
называть еѐ тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить создавать сложную постройку грузовой
машины. Учить правильно соединять детали.
Рассказать о профессии пожарного. Учить
строить пожарную машину и пожарную часть.
Выучить телефон пожарной части.
Закреплять знаия о профессии лѐтчика. Учить
строить самолѐт по схеме.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки,
называть еѐ тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить шпалы разными способами по
схемам и поезд по образцу.
Закреплять представления о назначении и
строении беседок, об их частях. Учить строить
беседку.
Уточнять и закреплять знания о домашних
животных, их назначении и пользе для
человека. Воспитывать любознательность.
Учить строить загоны для домашних животных
разными способами.
Учить строить загоны для домашних животных
30

по замыслу

апрель

май

разными способами. Закреплять полученные
навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть еѐ тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Рассказать о первом космонавте нашей страны.
Учить строить ракету по схеме.
Закреплять знания о светофоре.

Ракета,
космонавты
Светофор,
регулировщик
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть еѐ тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Робот
Показать игрушку робот. Учить строить
робота.
Речные рыбки
Учить строить рыб. Развивать навыки
конструирования, мелкую моторику рук.
Аквариум
Познакомить с обитателями аквариума. Учить
строить аквариум.
Лабиринт
Познакомить с плоскостным
конструированием. Развивать внимание,
наблюдательность, мышление, мелкую
моторику рук.
Попугай
Продолжать знакомить с плоскостным
конструированием. Развивать внимание,
мелкую моторику рук.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть еѐ тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Перспективный

план совместной образовательной деятельности

воспитанников 6-8 лет
Задачи:
 закреплять навыки, полученные в старшей группе;
 обучать конструированию по графической модели;
 учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее
обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей
31

постройки,

строительного

материала

и возможности

конструкции

в

пространстве;
 учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу,
договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать
общую работу, действовать согласно договору. Плану, конструировать в
соответствии с общим решением).
Примерное распределение занятий на год:


конструирование по образцу

и преобразование образца по

условиям;
 конструирование по условиям;
 конструирование по замыслу;


занятия проводятся два раз в неделю по 30 минут по подгруппам

(по 8-10 детей)
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретѐнные
в старшей группе. С этой целью весь сентябрь проводятся близкие по тематике
занятия предыдущего года, но в усложнѐнном варианте.
Перспективное планирование с воспитанниками 6-7 лет
Месяц

Тема
Цели
Конструирование Закреплять полученные навыки в старшей
по замыслу
группе. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть еѐ тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
сентябрь Красивый мост
Закреплять навыки, полученные в старшей
группе. Учить строить мост по карточке.
Мы в лесу
Развивать творческое воображение. Учить
построим
подражать звукам и движениям персонажей.
теремок
Учить строить теремок.
Избушка Бабы
Закреплять умение строить по карточке. Учить
Яги
строить сказочную избушку Бабы Яги.
Грузовик везѐт
Учить строить по схеме. Находить в схемах
кирпичи
сходство и различия. Учить рассказывать о
октябрь
проделанной работе.
Корабль
Закреплять навыки конструирования. Учить
сочетать в постройке детали по форме и цвету.
32

Устанавливать пространственное
расположение построек.
Аэропорт
Учить строить разные самолѐты по схемам.
Развивать глазомер, навыки конструирования.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть еѐ тему. Давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Многоэтажные
Развивать творческую инициативу и
дома
самостоятельность. Формировать обобщѐнные
представления о домах.
Магазины
Закреплять названия магазинов, их виды.
ноябрь Детский сад
Учить строить детский сад. Развивать память.
Внимание.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть еѐ тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Животные на
Уточнять и закреплять знания о домашних
ферме
животных, об их назначении и пользе для
человека. Воспитывать любознательность,
навыки конструирования.
Овечка
Вызвать положительные эмоции от
стихотворений о животных В.Степанова :
«Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять
декабрь
знания о домашних животных. Учить строить
животных.
Дом фермера
Закреплять навыки строить по схемам. Учить
строить двухэтажный дом фермера.
Конструирование Закреплять навыки, полученные на прошлых
занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать
по замыслу
творчество, навыки конструирования.
Качели
Учить строить сложную постройку.
Карусели
Продолжать строить сложную постройку.
Учить строить беседку, которая находится на
Беседка для
январь ребят
участке детского сада по памяти. Развивать
память, навыки конструирования.
Горка
Учить определять особенности формы деталей
конструктора, размера и расположения.
Городской
Закреплять знания о городском транспорте.
февраль транспорт
Развивать наблюдательность, внимание,
память. Учить строить автобус.
33

Светофор
Знакомство с
дорожными
знаками
Конструирование
по замыслу

март

апрель

май

Закреплять знания о светофоре.
Познакомить с дорожными знаками. Учить
строить дорожные знаки на плате.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки,
называть еѐ тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках зоопарка, его
обитателях.
Слон
Учить строить слона с большим хоботом
Верблюд
Продолжать знакомить с обитателями
зоопарка. Учить строить одно и двугорбых
верблюдов
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть еѐ тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Ракета,
Закреплять знания о первом космонавте
космонавты
Ю.Гагарине. Учить строить ракеты.
Космический
Рассказать о космическом корабле. Учить
корабль
строить космический корабль.
Луноход
Рассказать о луноходе. Учить строить луноход
из деталей конструктора.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть еѐ тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Паровоз везѐт
Познакомить с приѐмами сцепления
товары
кирпичиков с колѐсами, друг с другом,
основными составными частями поезда.
Развивать фантазию, воображение.
Станция
Продолжать знакомить с железной дорогой.
Учить строить станцию для паровозиков.
Дома на нашей
Закреплять умение строить домики
улице
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть еѐ тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.

34

3.

Содержание программы

Термин

«конструирование»

произошел

от

латинского

слова

«construere», что означает создание модели, построение, приведение в
определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов,
частей, элементов.
Становление конструктивной деятельности тесно связано с развитием
пространственных

представлений.

Развитие

пространственных

представлений в дошкольном возрасте подчиняется общим закономерностям
онтогенеза человеческой психики и тесно связан с познавательной
деятельностью человека.
Анализ психологических исследований показывает, что к пяти годам у
ребѐнка складывается системный механизм пространственной ориентировки,
включающий определѐнные взаимосвязи зрения, статико – динамических
ощущений, развивается предметная деятельность, деловое сотрудничество
ребенка и взрослого, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры.
В пять лет у дошкольника развито наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов
действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и
орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность,
преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе
предполагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только
объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную
деятельность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает
развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает
самостоятельное значение. Игра носит образовательный характер, главное в
ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами,
35

приближенными к реальности. На пятом году жизни совершенствуются
зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно
выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме,
цвету, величине. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит
перед собой цель и умеет намечать план действия.
В возрасте 5-8 лет у ребенка развивается конструктивная деятельность.
К концу дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм
предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по
величине. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут
запомнить 4 и более слова и 5 - 6 названий предметов. Продолжает развиваться
наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде
случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом
желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые
связи и отношения между предметами. В старшем дошкольном возрасте
начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в
игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Дети хорошо усваивают некоторые технические приѐмы работы:
накладывание 4 – 5 кирпичиков Лего-конструктора друг на друга, укладывают
в ряд на столе, используют простейшие перекрытия. При знакомстве с
деталями конструктора учатся осязательно – действенному обследованию.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Lego конструирование»

обусловлена

высокими

образовательными

возможностями, строясь на интегрированных принципах, она объединяет в
себе элементы игры и экспериментирования. Игры с конструкторами Лего
выступают как способ исследования и ориентации ребенка в реальном мире.
Простота и универсальность использования конструкторов Лего
способствуют

совершенствованию

мелкой

моторики

и

координации

движений, а также создают условия развитию воображения ребѐнка,

36

формированию его яркого и насыщенного внутреннего мира. Кроме того,
развивают умения сравнивать, обобщать, следовать образцу, анализировать,
классифицировать, работать в команде, помогать друг другу; развиваются
концентрация

внимания,

наблюдательность,

память,

пространственное

воображение, целенаправленность собственных действий; способствуют
формированию

положительной

мотивации

к

обучению,

активной

включенности ребенка в процесс игры, создают основу формированию
учебных навыков.
Рецепт успеха обучения по данной программе определен простотой в
эксплуатации и неограниченностью возможностей конструкторов Лего.
Собрал одну игрушку, включи фантазию и собери другую.
Лего - это инструмент, с помощью которого можно решить любую
проблему и найти ответы на все вопросы, конечно же в совместной
деятельности со взрослым. Учитывая индивидуальные возможности детей,
задачи необходимо ставить так, чтобы каждый ребенок нашел свой способ
решения.
Темы для конструирования подобраны таким образом, чтобы кроме
решения конкретных конструкторских задач расширять кругозор ребенка в
самых разных областях.
Особенностью программы является предоставление детям выбирать
самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках
образца. Программа учит детей осмысленному, творческому подходу к
техническому конструированию. Содержание программы направленно на
приобретение общих умений и способов интеллектуальной и практической
деятельности, формирование у дошкольников интереса к инженерным
дисциплинам и предметам естественно – научного цикла.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие: занятие, тематические мультфильмы,
загадки, беседы, рассказы, игры.
37

Социально-коммуникативное развитие: дидактические игры, сюжетноролевые игры.
Художественно-эстетическое развитие: создание творческих проектов,
конструкций, соответствующих эстетическим требованиям.
Речевое развитие: умение вести диалог, составлять короткие рассказы
для защиты собственных проектов, постройки.
Методические аспекты содержания программы.
Лего-упражнения выступают подготовительным этапом. Это система
упражнений, направленная на развитие общих умений с конструктором Лего.
В зависимости от возраста детей ход упражнения и содержание
меняется.
Лего-геометрия – это ознакомление с сенсорными эталонами: цвет,
форма, величина, название деталей; применение знаний о признаке предмета
на

активном

уровне.

Дети

самостоятельно

экспериментируют

с

конструктором.
Лего-конструирование. В ходе этого направления дети приобретают
элементарные

навыки

конструирования

(дорожки,

мостики,

домики),

конструируют по образцу.
В лего-сказка, где дети создают героев сказок и используют их в своих
играх. Можно использовать как уже известные сказки, так и придумывать
новые, новых персонажей и сюжетные линии.
Содержание

работы

по

дополнительной

образовательной

общеразвивающей программе «Lego - конструирование» ориентировано на
развитие у дошкольников интереса к конструированию, техническому
творчеству, инженерным дисциплинам и предметам естественно – научного
цикла с техническим уклоном дошкольников с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Основные направления образовательной деятельности: психических
функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи),
познавательной

мотивации,

познавательно-исследовательской,
38

конструктивной и продуктивной деятельности (в интеграции с другими
видами детской деятельности).
При работе над созданием постройки используются разные формы
конструкторской деятельности:
 интегрированная деятельность;
 групповая и подгрупповая деятельность;
 игровая деятельность;
 проектная деятельность.
Дополнительная образовательная деятельность проводится во второй
половине дня после дневного сна. Еѐ продолжительность составляетдля детей
от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более
30 минут. В середине образовательной деятельности статического характера
проводятся физкультурные минутки. Наполняемость группы до 10 детей,
восемь занятия в месяц.
В конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему
научились на прошлых занятиях.

39

4. Методическое обеспечение программы
Для

успешного

выполнения

поставленных

задач

Программы

необходимо следующие методическое обеспечения.
Технические средства обучения:


ноутбук;



интерактивная доска;



фотоопарат;



информационные носители с записями (познавательная

информация, музыка, видеоматериалы);


демонстрационная магнитная доска.

Средства обучения:
1. Учебно-наглядные пособия:


иллюстрации;



наглядно-дидактические материалы;



игровые атрибуты;



демонстрационный материал:



плакаты;



подборка стихотворений, загадок;



наглядные пособия;



цветные иллюстрации;



фотографии;



открытки для рассматривания.

Оборудование и материалы:


наборы конструкторов (Lego);



мелкие игрушки для обыгрывания.

40

4.1. Взаимодействие взрослых с детьми
Для поддержания интереса к занятиям используются разнообразные
формы и методы проведения занятий.


беседы, из которых дети узнают информацию об объектах

конструирования;


работа по образцу, дети выполняют задание в предложенной

педагогом последовательности, используя определенные умения и навыки;


самостоятельное проектирование для закрепления теоретических

знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;


коллективные работы, где дети могут работать группами, парами,

все вместе.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд
и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных,
практических и игровых задач.
Игровые приемы: загадки, считалки, скороговорки, тематические
вопросы также помогают при конструктивной деятельности.

41

4.2.

Развивающее

оценивание

качества

образовательной

деятельности по Программе (оценочные материалы)
В процессе реализации поставленных задач Программы осуществляется
отслеживание

усвоение

воспитанниками

Периодичность мониторинга 2 раза в год

обучающего

материала.

(октябрь-апрель). Формы

отслеживания результатов за деятельностью воспитанников:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
К концу первого года обучения дети могут:
- сравнивать модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных
схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать

постройку прочной,

точно соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой
замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей;
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала.
- сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для
которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора;
- возводить конструкцию с опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки;

42

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием;
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить
конструктивные решения;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
-

морально-волевые

качества:

толерантность,

старательность,

внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие
способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность,
интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
- разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность,
эстетический вкус.

43

4.3. Материально-техническое обеспечения Программы
Для

успешного

выполнения

поставленных

задач

Программы

необходимо следующие материально – техническое обеспечение:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего – конструктор».
Для

обыгрывания конструкций необходимы

игрушки (животные,

машинки и другие).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоопарат;
- информационные носители с записями (познавательная информация,
музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.

44

4.4. Кадровые условия
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное образование и высшее образование,
соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной
программы.
Требования

к

педагогам

дополнительного

образования

и

преподавателям:
среднее профессиональное образование – программы подготовки
специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат,
направленность

(профиль)

которого,

как

правило,

соответствует

направленности дополнительной общеобразовательной программы;
дополнительное профессиональное образование – профессиональная
переподготовка,

направленность

направленности

дополнительной

(профиль)

которой

общеобразовательной

соответствует
программы.

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам
по профилю педагогической деятельности не реже чем один разв три года.

45

Список литературы
1. Комарова Л.Е. «Строим из Lego» (моделирование
логических отношений и объектов реального мира средствами
конструктора Lego).-М.; Линка Прес, 2001 г.
2. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в
детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез, 2010 г.
3. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого
конструирования в детском саду» М.; Академия, 2002 г.
5. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.:
ТЦ Сфера, 2012 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».