Методическая разработка " Путешествие в Олимпию." Инструктор по физической культуре МБДОУ – детский сад № 312 Крупчик Лариса Валерьевна Не для себя, для грядущих поколений эллины выявили ту истину, что не собственность и наслаждение, а борьба и стремление до конца жизни должны быть призванием человека и источником его радостей. Поэтому Олимпия остается для нас священным местом, мы перенесем и в наш мир размах воодушевления, самоотверженную любовь к Родине, священный огонь искусства и силу, которую нам дает побеждающая все трудности радость. Эрнст Курциус, 1852 г. Актуальность. Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом нужно с дошкольного возраста. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию. Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Олимпийское образование дошкольников дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста не только системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательнообразовательном комплексе семьи, детского сада. Активное участие родителей в педагогическом процессе создает необходимые условия для укрепления семьи, формирования ее здорового образа жизни. Исходя из этого, в своей работе мы поставили следующие задачи: • Способствовать формированию положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом в детском саду и семье. • Прививать потребность к участию в соревнованиях, чувство сопричастности к соревнованиям спортсменов на мировых спортивных аренах. • Развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом. • Создать у детей представление об Олимпийских играх как международных спортивных соревнованиях. • Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты. • Воспитывать старших дошкольников в духе спортивных идеалов. Цель проекта: обогащение представлений у старших дошкольников о спорте, олимпийском движении; вовлечение детей и их родителей в активную физкультурную и спортивную деятельность, организованную в детском саду и дома. Вид проекта: долгосрочный, коллективный, информационно-практикоориентированный. Участники проекта: педагоги, воспитанники ДОУ и их родители. Теоретическое обоснование внедряемой технологии Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран. Инициатор проведения Олимпийских игр современности Пьер де Кубертен искренне думал, что олимпийский огонь сможет зажечь в человечестве «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования». «В современном мире, — говорил он, — имеющем огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии». Многочисленные историко-литературные источники свидетельствуют, что физическая культура всегда являлась у греков символом и принадлежностью спокойного процветания, о чем лучше всего свидетельствует мирный характер игр. В Древней Греции всякий равноправный гражданин должен был заниматься спортом, если он рассчитывал играть какую-либо роль в своем государстве. Эти занятия делали эллинов выше (по крайней мере, в собственных глазах) чужеземцев, то есть «варваров», которые по своей некультурности не были знакомы с физическими упражнениями. Нельзя забывать и об эстетических требованиях. Греки стремились создать красивые формы и в искусстве, и в жизни. Изображая прекрасных людей, греческие скульпторы приучали эллинов ценить красоту человеческого тела. Олимпийские игры в Греции проводились раз в четыре года. Когда игры назначались, повсюду объявлялось священное перемирие. Никто не мог ни с кем воевать, никто не смел напасть на путника, идущего в Олимпию, и никто не имел права войти туда с оружием. Священный огонь факела и сегодня символизирует собой мир и дружбу всех народов земли. Долгий путь предстоит огню. Много раз переходит он из одних рук в другие, много стран пересекает он, не угасая, на кораблях, в поездах, самолетах, прежде чем достигает стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхивает огонь над праздничным стадионом, впереди всех в торжественном строю идут по традиции спортсмены Греции. Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Основная гипотеза проекта Мы убеждены, что формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому появилась необходимость разработки данного проекта об олимпийском образовании дошкольников, которая опирается в основном на мифические персонажи Олимпа, традиционные ритуалы Олимпийских игр, истории олимпийских медалей, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку. Спортивные дети всегда проявляют личностные и интегративные качества: активность, успешность, самостоятельность, коммуникативность, они просто талантливые личности. Олимпийское образование позволяет нам более эффективно организовать работу по формированию здорового образа жизни дошкольников. Оно играет важную роль в совершенствовании физической культуры ребёнка. Кто знает, может быть, через несколько лет кто-нибудь из наших воспитанников будет прославлять нашу Выксу и Россию на Олимпийских играх. Формы реализации проекта: совместные с родителями спортивные соревнования, физкультурные праздники и развлечения, посещение спортивных сооружений и соревнований, консультации в родительских уголках, анкетирование, выставки детских рисунков, составление альбома «Знаменитые спортсмены», стихов, загадок о спорте, оформление «Музея спорта». Основное содержание проекта: Организация деятельности детей в рамках проекта. Виды непосредственно-образовательной деятельности. Темы: 1. «Символика Олимпийских игр» 2. Использование дидактических игр, посвященных разным видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование». 3. Беседы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности». 2. Сбор и систематизация информации 1. Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов спорта. Рассматривание фотографий известных спортсменов России составление альбома. 2. Составление сборника загадок и стихов о видах спорта. 3. Фотосессия «Мы физкультурном зале) . занимаемся спортом» (оформление 4. Оформление «Музея спорта» 3. Физкультурная деятельность детей: • Физкультурные занятия; • Прогулки; • Подвижные игры; • . Утренняя и бодрящая гимнастики; • Спортивные досуги, праздники; • День здоровья; • Спортивные упражнения; • Спортивные игры, эстафеты, соревнования. 4. Творческая деятельность детей: • Придумывание рассказов о спорте и спортсменах. стенда в • Создание рисунков о спорте. Выставки рисунков и оформление альбома «Наше творчество». 5. Музыкальная деятельность : • Слушание: спортивный марш, Олимпийский гимн, гимн России. • Разучивание песен о спорте. Работа с педагогами: • Перспективное планирование по теме. • Конспекты занятий, конкурсов по теме проекта. • Библиография по теме проекта. • Музыкальные СД диски. • Альбомы с художественным словом • Презентация проекта. Работа с родителями: • Беседы, консультации, • «Спорт в жизни людей» • «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка». • «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой? » Анкетирование: • . Какое место занимает физическая культура в вашей семье? • Практические задания. • Систематизация стихов и загадок о спорте (в форме альбома) ; • Фоторепортажи «Семейные спортивные традиции»; • Совместное творчество с детьми «Любимый вид спорта». • Участие в спортивном развлечении «Мама, папа, я – спортивная семья» («Будущие олимпийцы») между воспитанниками детского сада и их родителями. Ожидаемые результаты проекта: Для детей: • Сформированность знаний детей об истории Олимпийского движения, чемпионах нашей страны. • Освоение детьми главных правил безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правил питания; • Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией; Для педагогов: • Сформированность осознанного собственному здоровью; отношения к своему • Пополнение знаний об истории Олимпийского движения; Для родителей: • Информированность об истории Олимпийского движения; • Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми. Для социальных партнёров: • Создание условий и проявление партнёрских интереса к укреплению связей. Возможности внедрения проекта в систему дошкольного образования Реализовать проект по олимпийскому образованию в дошкольном возрасте возможно только при тесном взаимодействии специалистов: воспитатель создает представления, руководитель физического воспитания повторяет основные теоретические положения и закрепляет их в двигательной деятельности, педагоги дополнительного образования совершенствуют полученные знания и воспитывают любовь, уважение не только к спорту, но и к олимпизму как культурному наследию человечества. Включение олимпийского образования в процесс обучения дошкольного учреждения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.