Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Хореографическая студия (1)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 312
Принято:
Педагогическим Советом
МБДОУ – детский сад № 312
протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
Секретарь:
Шведова О.В. ___________

Утверждено:
Заведующий
МБДОУ- детский сад № 312
Кравченко Е.И. __________
Приказ 80-О
от 28.08.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная программа
дошкольного образования
художественной направленности
«Хореографическая студия»
возраст обучающихся 3-7 лет
Срок реализации 4 года.

Составитель:
Шульгина Дарья Александровна

Екатеринбург, 2023

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

5

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

8

1.3.

Планируемые результаты реализации Программы

9

2.

Учебно-тематический план

10

3.

Содержание Программы

11

4.

Методическое обеспечение программы

15

4.1.

Взаимодействие взрослых с детьми

16

4.2.
4.3.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по 17
Программе (оценочные материалы)
Материально – техническое обеспечение Программы
20

4.4.

Кадровые условия

21

5.

Список литературы

22

2

1. Пояснительная записка
Музыкально-хореографические

движения

являются

синтетическим

видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на
движениях под

музыку,

будет

развивать

и

музыкальный

слух,

и

двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат
в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно
преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на
развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности
и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем
ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается
основной эффект развития.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для
воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции
различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в
Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой
прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «Трудно представить
себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом
веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и
музыка для души. Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым
главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу,
овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно
мыслящим. Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью
воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».
Прежде всего хореография это универсальное средство развития у
детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений,
творческого воображения. «С первых лет жизни ребенка следовало бы
начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь,
способствует "более живой и успешной работе мозга». Занятий с детьми
дошкольного возраста хореографией должна приносить детям радость.

3

В хореографии выделяют как основу именно музыку, поскольку в ней
имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует
движения и дает четкие представления о соотношении между временем,
пространством и движением.
Что же нового предлагается в данной программе? Может, достаточно
обновлять только репертуар для детей разного возраста, дополняя его
современной музыкой, движениями? Безусловно, невозможно долгие годы
использовать в работе один и тот же материал, как бы хорош он не был. Да,
действительно, педагоги постоянно нуждаются в новом материале в
соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей
жизни, и, наконец, с потребностью все время вносить в свою педагогическую
деятельность новое, современное. Но, пожалуй, разработка репертуара — это
бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное
пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно
его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также
цель и задачи их развития. Поэтому, предлагая практический материал,
использую

его

творчески,

адаптируя

к

условиям

деятельности,

по

необходимости изменяя отдельные движения таким образом, чтобы сам
педагог внутренне принял эту композицию и сумел увлечь ею своих
воспитанников (однако при этом важно сохранить ее образ, логику, стиль).
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование
профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений,
выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция
содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» — вот
первая отличительная особенность данной программы.
Вторая особенность — это использование в качестве музыкального
сопровождения, как правило, целостных произведений — в грамзаписи и при
непосредственном, «живом» исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как
это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях).
Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими
средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого
4

музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого
постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских
песен

к

симфоническим

произведениям

композиторов-классиков

(М.Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, К.Сен-Санса и др.), ребенок
постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя»
музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом
музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая
при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический
язык средств музыкальной выразительности.
Третья особенность данной программы — это акцентирование внимания
не столько на внешней стороне развития детей музыкально-ритмическим
движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на
анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей
основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные,
эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как
бы

видимым

айсбергом

глубинных

психических

процессов,

и

по

двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью
достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.
Данная

программа

является

музыкально-хореографическим

пси-

хотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность
и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие
музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии,
способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и
осознанного владения телом.
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель:

развитие

ребенка,

формирование

средствами

музыки

и

ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств
личности.
Задачи:
Развитие музыкальности:
5

•

развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее

настроение и характер, понимать ее содержание;


развитие специальных музыкальных способностей: музыкального

слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;


развитие музыкального кругозора и познавательного интереса

искусству звуков;


развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:


развитие ловкости, точности, координации движений;



развитие гибкости и пластичности;



воспитание выносливости, развитие силы;



формирование правильной осанки, красивой походки;



развитие умения ориентироваться в пространстве;



обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в
движении под музыку:


развитие творческого воображения и фантазии;



развитие

способности

к

импровизации:

в

движении,

в

изобразительной деятельности, в слове.
Развитие и тренировка психических процессов:


развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в
мимике и пантомимике;



тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;



развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:



воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
воспитание умения вести себя в группе во время движения,

формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового
общения с детьми и взрослыми.
Известно,

чем

раньше

мы

дадим

детям

гамму разнообразных

впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и
6

успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет
дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно,
меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти,
мышления, формированием красивой осанки.
Программа

по

хореографии

нацелена

на

общее,

гармоничное

психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы
работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от
ведущих целей их развития.
Содержание программы, практический материал могут варьироваться с
учетом условий ее использования. И главное, это приобщение к движению
под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и
двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь
обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого
материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка»
и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь
доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в
развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения
тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов
(исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика
М.Фильденкрайза и др.). В то же время, движение под музыку является для
ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой,
возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в
целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкальных движений и
содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально ее особенности.
Во-первых, хореография — это синтетический вид деятельности, в основе
которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и
конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера
исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это
7

временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве,
как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким
образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:
• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
• динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
• форма произведения и композиционная структура двигательной
композиции.
В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также
целями программы, сформулированы задачи.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы программы:


поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и

самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;


личностно-развивающий

и

гуманистический

характер

взаимодействия взрослых и детей;


уважение личности ребенка;



учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его

жизненной ситуацией и состоянием здоровья;


построение

образовательного

процесса

на

основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования;


содействие детей и взрослых, признание ребенка полноценным

участником образовательных отношений;


поддержка инициативы в различных видах деятельности;



формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности;


возрастная адекватность;



учет

этнокультурной

ситуации

развития

детей.

Определены следующие подходы к формированию Программы:
8



личностно-ориентированный подход, который предусматривает

организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие
личности ребенка является главным критерием его эффективности;


личностно-деятельностный подход заключается в том, что

педагог находит те методы и приемы, которые помогают ребенку освоить
материал, научится самому тому или иному навыку, быть самостоятельным,
способным к рефлексии;


индивидуальный подход определяется как комплекс действий

педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и
обучения с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровня
развития ребенка;


деятельностный

подход,

связанный

с

организацией

целенаправленной деятельности в образовательном процессе;


системно-деятельностный

подход

к

развитию

ребенка

предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребенка:


возрастной подход предполагает ориентировку педагога на

закономерности развития личности ребенка.
1.3. Планируемые результаты реализации Программы
Показатели уровня развития дошкольников:
• выразительность исполнения движений под музыку;
• умение самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности;
• освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов
движений;
• умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с
другими детьми;
• способность к

импровизации

с

использованием оригинальных и

разнообразных движений;
• точность и правильность исполнения движений в танцевальных и
гимнастических композициях;
9

• ориентироваться в пространстве, равномерно заполняя его;
• снимать напряжение с отдельных групп мышц;
• воспринимать и передавать в движении образ и основные средства
выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и
ритмом;
• выразительности мимики и пантомимике, умение передавать

в

мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и
содержания композиции ( страх, радость, удивление и т.д.);
• импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе
освоенных на занятиях движений, а так же придумывать собственные,
оригинальные «па»;
• способность не отвлекаться от музыки и процесса движения;
• запоминать музыку и движения;
• самостоятельно находить свободное место в музыкальном зале,
перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом;
• развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
• развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и
двигательную реакцию.

2. Учебно-тематический план
№
п/п

1

2

Название
темы

Упражнения
развивающие
музыкальные
чувство

Партерная
гимнастика

3
Постановка

Содержание программы
Марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов).
Шаг на полупальцах с высоким подъемом колена.
Бег на полупальцах, с высоким подъемом колена вперед, подскоки.
Повороты головы, наклоны головы.
Наклоны корпуса вперед, назад и в сторону.
Постановка корпуса.
Основные положения ног: подготовительная, шестая позиция.
Основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе, за спиной.
Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом).
Упражнения со скакалкой, платочком, лентой, султанчиком, мячом.
Построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных
произведений (ориентация в пространстве) и т.д.
Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов,
выворотности ног; исполняются в положении сидя, лежа на спине и на
животе.
Растяжка мышц ног.
Упражнения для гибкости спины и т.д.

Знакомство с музыкальным материалом постановки.
Изучение танцевальных движений.
Соединение движений в танцевальные композиции.
10

Репетиция
4

Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах,
образах.
Отработка элементов танца.
Работа над музыкальностью танца.
Развитие пластичности в танце.
Синхронность в исполнении танца.
Работа над техникой танца.
Отработка четкости и чистоты в построении и перестроении
рисунка танца.
Выразительность и эмоциональность исполнения танца.

Сюжетно-тематическая характеристика репертуара Программы
№

1.

Тема
Мир игрушек
Любимые

Варианты включения в другие виды
деятельности
Музыкальные и интегрированные занятия,
праздничные утренники и развлечения.
Музыкальные и интегрированные занятия,
праздничные утренники и развлечения.

Репертуар
«Кукляндия»,
«Игрушки» и другие.
«Кузнечик» и другие.

2. персонажи из
3.

мультфильмов
В мире сказок
Природа и

4. животные
5
6.

Настроение в
музыке и пластике
Любимые песенки
малышей, а так же
их мам и бабушек.
Парные танцы

7.

«Бальный танец» и
другие.
«Танец с зонтиками»,
«Песенка о лете» и
другие.
«Цыганочка» и другие.
«Кузнечик»,
«Цыплята» и другие.
«Маленький танец»,
«Менуэт», «Полонез»
и другие.

Музыкальные и интегрированные занятия,
праздничные утренники и развлечения.
Интегрированные занятия, праздники и
развлечения.
Занятия по изодеятельности,
интегрированные занятия.
Семейные праздники и развлечения.
Интегрированные занятия, праздники и
развлечения.

3. Содержание Программы
Содержание программы направленно на знакомство дошкольников с
хореографией. Инструктажами по технике безопасности на хореографии.
Наклоны, повороты, круги, полукруги. Движения исполняются вперед-назад
и из сторон в сторону, диагонально, крестом и квадратом.
Прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмерка»,
твист, шейк.
Движения из стороны в сторону и вперед-назад, горизонтальные и
вертикальные кресты и квадраты. Начинать крест и квадрат с разных точек.
Группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра
корпуса в боковой или фронтальной плоскости;
11

•

группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением

центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»).
•

сжатие, уменьшение объема корпуса и округление позвоночника,

начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник,
исполняется на выдохе.
•

наклон торсом вперед ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и рук.
Движения изолированных

предплечьем, всей

ареалов, круги и полукруги кистью,

рукой целиком, переводы из положения в положение,

основные позиции и их варианты.
Положение округленной или удлиненной руки.
Позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за
грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу.
Движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп
из параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений как
по параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра,
исполнение движений выворотной и невыворотной ногой;
• положение, при котором исполнитель располагается, а «рабочая» нога
открыта в сторону на 90° .
Положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене;
плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или
назад;
Повороты: повороты на полупальцах; повороты на прямых ногах;
повороты вправо, влево, вперед, назад.
Прыжки: прыжки с прямыми ногами; прыжки с поджатыми ногами;
прыжки с ногами в разножке; подскоки; галоп с вытянутыми ногами.
Шаги: на полупальцах; с высокими поднятиями колена впереди; на
полупальцах с поднятием ног назад.
Разучивание

комбинаций

из

танцевального

номера:

Цыплята;

Кукляндия; Песенка о лете.
Занятие по хореографии включает элементы музыкального занятия,
фрагменты гимнастики, элементы физкультурного,
12

поэтому его можно

квалифицировать

как

сложное

интегрированное

занятие,

в

котором

используется комплекс различных методик, направленных на достижение
положительного результата в хореографической работе.
Занятие хореографией состоит из шести частей:
1. Упражнения, развивающие музыкальные чувство:
- марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и
темпов);
- шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
- бег на полупальцах, с высоким подъемом колена вперед, подскоки;
- повороты головы, наклоны головы;
- наклоны корпуса вперед, назад и в сторону;
- постановка корпуса;
- основные положения ног: подготовительная, шестая позиция;
- основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе, за спиной;
- прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом);
- упражнения со скакалкой, платочком, лентой, султанчиком, мячом;
-построения

и

перестроения

в

соответствии

со

структурой

музыкальных произведений (ориентация в пространстве) и т.д.
2. Партерная гимнастика:
- упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов,
выворотности ног; исполняются в положении сидя, лежа на спине и на
животе;
- растяжка мышц ног;
- упражнения для гибкости спины и т.д.
3. Экзерсис на середине зала:
- позиция ног – первая, вторая, третья;
- постановка корпуса;
- выученные элементы переносятся на середину зала.
4. Постановка:
- знакомство с музыкальным материалом постановки;
- изучение танцевальных движений;
13

- соединение движений в танцевальные композиции;
- разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
5. Репетиция:
- отработка элементов;
- работа над музыкальностью;
- развитие пластичности;
- синхронность в исполнении;
- работа над техникой танца;
- отработка четкости и чистоты в рисунков, построений и
перестроений;
- выразительность и эмоциональность исполнения.
Выбрав направление, виды, опираясь на структуру образовательной
деятельности,

педагог

составляет

план-конспект

хореографической

деятельности в соответствии с учебно-тематическим планом данной
программы.
Исходя

из

особенностей

развития

детей,

можно

варьировать

содержание и формы проведения образовательной деятельности.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами занятия хореографией, как дополнительные, проводятся во второй
половине дня после дневного сна.
Продолжительность занятия: старшая группа – 25 минут.
Основные требования к проведению хореографической деятельности.
Создание доброжелательной атмосферы, атмосферы творчества детей и
взрослых, атмосферы содружества.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, знание его возрастных,
физиологических особенностей и возможностей.
Дифференцированный

подход

к

выполнению

задания

каждым

ребенком.
Регулярность занятий в течение года.
Доступность и постепенность: игры и упражнения должны быть
доступны каждому ребенку, усложнение происходит постепенно.
14

Практический

показ

взрослым

с

целью

создания

здоровых

динамических стереотипов.
Стимулирование активности детей к хореографической деятельности.
4. Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение Программы включает в себя следующие
компоненты:

педагогические

аспекты

творческой

деятельности;

этнопедагогический подход к развитию; методы развития межличностного
общения в коллективе; методы создания художественной среды средствами
хореографии; интеграцию в процессе создания коллективного творческого
продукта танцевального коллектива.
В Программе представлены различные разделы, которые объединяет
постановочная и концертная деятельность, позволяющая образовательному
процессу быть более привлекательным, повышает эмоциональный фон
занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих
способностей.
Основные методы Программы с воспитанниками:
- словесный (устное изложение материала);
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов);
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу
педагога);
Методы Программы по источнику знаний:
объяснительно-наглядный

-

(репродуктивный)

-

(подробно

объясняются правила выполнения тех или иных упражнений, элементов
танца

с

одновременной

демонстрацией,

задача

детей

–

понять

и

воспроизвести);
- словесный метод - донести до воспитанников эмоциональный
характер танца задача непростая, поэтому через объяснения, беседы имеется
возможность сообщить большое количество материала;
- практический метод - источником знания является практическая
деятельность воспитанников в активной деятельности над исполнительской
15

техникой, которая

позволяет развивать

профессиональные навыки, в

проученных движениях, а в дальнейшем и в танце.
Большое место в осуществлении Программы принадлежит наглядным
и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом
возможно в том случае, если во время демонстрации приемов работы
действия будут комментироваться доступным для восприятия детьми
языком.
Основные формы работы с воспитанниками по количественному
составу: индивидуальная; по подгруппам; групповая; фронтальная.
4.1. Взаимодействие взрослых с детьми
Для поддержания интереса к занятиям используются разнообразные
формы и методы проведения занятий.


беседы, из которых дети узнают информацию о театральной

деятельности;


работа по образцу, дети выполняют задание в предложенной

педагогом последовательности, используя определенные умения и навыки;


самостоятельное проектирование для закрепления теоретических

знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;


коллективные работы, где дети могут работать группами, парами,

все вместе.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд
и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных,
практических и игровых задач.
Игровые приемы: загадки, считалки, скороговорки, тематические
вопросы также помогают при формировании театральной деятельности.

16

4.2.

Развивающее

оценивание

качества

образовательной

деятельности по Программе (оценочные материалы)
Формами

подведения

итогов

реализации

программы

являются:

танцевальные постановки, творческие проекты, открытые занятия для
родителей.
Педагогическая диагностика хореографической деятельности детей
дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ребенок достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей
резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по
координации движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает
возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе
которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые
классические произведения.
Приоритетные задачи развитие это способности к выразительному,
одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под
незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Развитие музыкальности:
•

воспитать новые музыкальные произведения, двигаться под

музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и
жанру музыкальными сочинениями;
• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее
настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
• развитие

умения

передавать

основные

средства

музыкальной

выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления;
динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических
оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в
том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с
малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
• развитие способности различать жанр произведения — плясовая
17

(вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песнятанец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих
движениях.
Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ,
используя перечисленные ниже виды движений. Основные:


ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на

пятках, пружинящим,топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад
(спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на
четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;


бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также

высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
 прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с
различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа
(прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;


общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и

различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений,
махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности,
точности и ловкости движений, координации рук и ног;
 имитационные движения — различные образно-игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику
настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — «в
воде», «в воздухе» и т.д.);
 плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального
танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие
асимметрию

из

современных

ритмических

танцев,

а

также

разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды
движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за
другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять
18

перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики»,
«спираль» и др.).
Развитие творческих способностей:
• развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их
комбинации;
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых
ситуациях,

под

другую

музыку,

импровизировать

в

драматизации,

самостоятельно создавая пластический образ;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные
движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие
проявления и давать оценку другим детям.
Развитие и тренировка психических процессов:
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение
изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой
музыкального произведения — по фразам;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания
музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
• развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике:
радость, грусть, страх, тревога, разнообразные по характеру настроения, например:
«Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой,
она мечтает стать настоящей балериной» и другие.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и
переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время
движения);
• воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям,
которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими
детьми;
• воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий
19

(находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время
самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не
танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми
и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших
впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее
на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Педагогическая диагностика хореографической деятельности детей
дошкольного возраста.
№

На начало
года

Параметры
1
2
3
4
5
6
7
8
9

На
конец
года

Музыкальность (способность к отражению в движений
характера музыки и основных средств выразительности).
Эмоциональная сфера
Проявление характеро-логических особенностей ребенка
(скованность – общительность, экстраверсия – интроверсия).
Творческие проявления
Память
Внимание
Подвижность нервных процессов
Пластичность, гибкость
Координация движений

4.3. Материально-техническое обеспечения Программы
Для успешной реализации программы дошкольным образовательным
учреждением обеспечены условия необходимые для реализации программы в
течение всего периода:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН; репетиционная форма; музыкальный
центр; коврики.
По

мере

необходимости

планируется

усовершенствование

материально-технического оснащения: пошив новых комплектов костюмов
(в соответствии с тематикой постановки) и т.е.
Методическое

обеспечение

программы

содержит

необходимые

информационные ресурсы для ведения качественного образовательного
процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической
20

литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое
обеспечение программы регулярно пополняется;
-

аудио материалы с фонограммами;

-

DVD

материалы

с

DVD

и

материалы

записями

выступлений

творческого

записями

выступлений

коллектива;
-

видео

с

хореографических коллективов;
-

альбом с фотографиями выступлений творческого коллектива.

4.4. Кадровые условия
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное образование и высшее образование,
соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной
программы.
Требования

к

педагогам

дополнительного

образования

и

преподавателям:
среднее профессиональное образование – программы подготовки
специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат,
направленность

(профиль)

которого,

как

правило,

соответствует

направленности дополнительной общеобразовательной программы;
дополнительное профессиональное образование – профессиональная
переподготовка,

направленность

направленности

дополнительной

Рекомендуется

обучение

по

(профиль)

которой

общеобразовательной
дополнительным

соответствует
программы.

профессиональным

программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз
в три года.

21

Список литературы
1. Барышникова Т.А. «Азбука хореографии», М., 2019 г.
2. Бекина С. И. «Музыка и движение», М., Просвещение, 2020 г.
3. Костровицкая В. А. «Сто уроков классического танца», С-Пб., 2019 г.
4. Ветлугиной Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду» М., 2020 г.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».