Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 312 Принято: Педагогическим Советом МБДОУ – детский сад № 312 протокол № 1 от «28» августа 2023 г. Секретарь: Шведова О.В. ___________ Утверждено: Заведующий МБДОУ- детский сад № 312 Кравченко Е.И. __________ Приказ 80-О от 28.08.2023 г. Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования художественной направленности «Хореографическая студия» возраст обучающихся 3-7 лет Срок реализации 4 года. Составитель: Шульгина Дарья Александровна Екатеринбург, 2023 Содержание 1. Пояснительная записка 3 1.1. Цели и задачи реализации Программы 5 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 8 1.3. Планируемые результаты реализации Программы 9 2. Учебно-тематический план 10 3. Содержание Программы 11 4. Методическое обеспечение программы 15 4.1. Взаимодействие взрослых с детьми 16 4.2. 4.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по 17 Программе (оценочные материалы) Материально – техническое обеспечение Программы 20 4.4. Кадровые условия 21 5. Список литературы 22 2 1. Пояснительная записка Музыкально-хореографические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт». Прежде всего хореография это универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. «С первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует "более живой и успешной работе мозга». Занятий с детьми дошкольного возраста хореографией должна приносить детям радость. 3 В хореографии выделяют как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением. Что же нового предлагается в данной программе? Может, достаточно обновлять только репертуар для детей разного возраста, дополняя его современной музыкой, движениями? Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал, как бы хорош он не был. Да, действительно, педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью все время вносить в свою педагогическую деятельность новое, современное. Но, пожалуй, разработка репертуара — это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития. Поэтому, предлагая практический материал, использую его творчески, адаптируя к условиям деятельности, по необходимости изменяя отдельные движения таким образом, чтобы сам педагог внутренне принял эту композицию и сумел увлечь ею своих воспитанников (однако при этом важно сохранить ее образ, логику, стиль). Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» — вот первая отличительная особенность данной программы. Вторая особенность — это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений — в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого 4 музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, К.Сен-Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности. Третья особенность данной программы — это акцентирование внимания не столько на внешней стороне развития детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка. Данная программа является музыкально-хореографическим пси- хотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. 1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Задачи: Развитие музыкальности: 5 • развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса искусству звуков; развитие музыкальной памяти. Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; воспитание выносливости, развитие силы; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: развитие творческого воображения и фантазии; развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове. Развитие и тренировка психических процессов: развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и 6 успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки. Программа по хореографии нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их развития. Содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза и др.). В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании. Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкальных движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально ее особенности. Во-первых, хореография — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это 7 временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся: • все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм); • динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения); • форма произведения и композиционная структура двигательной композиции. В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями программы, сформулированы задачи. 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Основные принципы программы: поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка; учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность; учет этнокультурной ситуации развития детей. Определены следующие подходы к формированию Программы: 8 личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности; личностно-деятельностный подход заключается в том, что педагог находит те методы и приемы, которые помогают ребенку освоить материал, научится самому тому или иному навыку, быть самостоятельным, способным к рефлексии; индивидуальный подход определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровня развития ребенка; деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в образовательном процессе; системно-деятельностный подход к развитию ребенка предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребенка: возрастной подход предполагает ориентировку педагога на закономерности развития личности ребенка. 1.3. Планируемые результаты реализации Программы Показатели уровня развития дошкольников: • выразительность исполнения движений под музыку; • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности; • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений; • умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми; • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений; • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях; 9 • ориентироваться в пространстве, равномерно заполняя его; • снимать напряжение с отдельных групп мышц; • воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом; • выразительности мимики и пантомимике, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции ( страх, радость, удивление и т.д.); • импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а так же придумывать собственные, оригинальные «па»; • способность не отвлекаться от музыки и процесса движения; • запоминать музыку и движения; • самостоятельно находить свободное место в музыкальном зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом; • развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой; • развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию. 2. Учебно-тематический план № п/п 1 2 Название темы Упражнения развивающие музыкальные чувство Партерная гимнастика 3 Постановка Содержание программы Марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов). Шаг на полупальцах с высоким подъемом колена. Бег на полупальцах, с высоким подъемом колена вперед, подскоки. Повороты головы, наклоны головы. Наклоны корпуса вперед, назад и в сторону. Постановка корпуса. Основные положения ног: подготовительная, шестая позиция. Основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе, за спиной. Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом). Упражнения со скакалкой, платочком, лентой, султанчиком, мячом. Построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных произведений (ориентация в пространстве) и т.д. Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов, выворотности ног; исполняются в положении сидя, лежа на спине и на животе. Растяжка мышц ног. Упражнения для гибкости спины и т.д. Знакомство с музыкальным материалом постановки. Изучение танцевальных движений. Соединение движений в танцевальные композиции. 10 Репетиция 4 Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах. Отработка элементов танца. Работа над музыкальностью танца. Развитие пластичности в танце. Синхронность в исполнении танца. Работа над техникой танца. Отработка четкости и чистоты в построении и перестроении рисунка танца. Выразительность и эмоциональность исполнения танца. Сюжетно-тематическая характеристика репертуара Программы № 1. Тема Мир игрушек Любимые Варианты включения в другие виды деятельности Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения. Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения. Репертуар «Кукляндия», «Игрушки» и другие. «Кузнечик» и другие. 2. персонажи из 3. мультфильмов В мире сказок Природа и 4. животные 5 6. Настроение в музыке и пластике Любимые песенки малышей, а так же их мам и бабушек. Парные танцы 7. «Бальный танец» и другие. «Танец с зонтиками», «Песенка о лете» и другие. «Цыганочка» и другие. «Кузнечик», «Цыплята» и другие. «Маленький танец», «Менуэт», «Полонез» и другие. Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения. Интегрированные занятия, праздники и развлечения. Занятия по изодеятельности, интегрированные занятия. Семейные праздники и развлечения. Интегрированные занятия, праздники и развлечения. 3. Содержание Программы Содержание программы направленно на знакомство дошкольников с хореографией. Инструктажами по технике безопасности на хореографии. Наклоны, повороты, круги, полукруги. Движения исполняются вперед-назад и из сторон в сторону, диагонально, крестом и квадратом. Прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмерка», твист, шейк. Движения из стороны в сторону и вперед-назад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты. Начинать крест и квадрат с разных точек. Группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости; 11 • группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»). • сжатие, уменьшение объема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе. • наклон торсом вперед ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и рук. Движения изолированных предплечьем, всей ареалов, круги и полукруги кистью, рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты. Положение округленной или удлиненной руки. Позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу. Движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений как по параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение движений выворотной и невыворотной ногой; • положение, при котором исполнитель располагается, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90° . Положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене; плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад; Повороты: повороты на полупальцах; повороты на прямых ногах; повороты вправо, влево, вперед, назад. Прыжки: прыжки с прямыми ногами; прыжки с поджатыми ногами; прыжки с ногами в разножке; подскоки; галоп с вытянутыми ногами. Шаги: на полупальцах; с высокими поднятиями колена впереди; на полупальцах с поднятием ног назад. Разучивание комбинаций из танцевального номера: Цыплята; Кукляндия; Песенка о лете. Занятие по хореографии включает элементы музыкального занятия, фрагменты гимнастики, элементы физкультурного, 12 поэтому его можно квалифицировать как сложное интегрированное занятие, в котором используется комплекс различных методик, направленных на достижение положительного результата в хореографической работе. Занятие хореографией состоит из шести частей: 1. Упражнения, развивающие музыкальные чувство: - марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов); - шаг на полупальцах с высоким подъемом колена; - бег на полупальцах, с высоким подъемом колена вперед, подскоки; - повороты головы, наклоны головы; - наклоны корпуса вперед, назад и в сторону; - постановка корпуса; - основные положения ног: подготовительная, шестая позиция; - основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе, за спиной; - прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом); - упражнения со скакалкой, платочком, лентой, султанчиком, мячом; -построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных произведений (ориентация в пространстве) и т.д. 2. Партерная гимнастика: - упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов, выворотности ног; исполняются в положении сидя, лежа на спине и на животе; - растяжка мышц ног; - упражнения для гибкости спины и т.д. 3. Экзерсис на середине зала: - позиция ног – первая, вторая, третья; - постановка корпуса; - выученные элементы переносятся на середину зала. 4. Постановка: - знакомство с музыкальным материалом постановки; - изучение танцевальных движений; 13 - соединение движений в танцевальные композиции; - разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах. 5. Репетиция: - отработка элементов; - работа над музыкальностью; - развитие пластичности; - синхронность в исполнении; - работа над техникой танца; - отработка четкости и чистоты в рисунков, построений и перестроений; - выразительность и эмоциональность исполнения. Выбрав направление, виды, опираясь на структуру образовательной деятельности, педагог составляет план-конспект хореографической деятельности в соответствии с учебно-тематическим планом данной программы. Исходя из особенностей развития детей, можно варьировать содержание и формы проведения образовательной деятельности. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами занятия хореографией, как дополнительные, проводятся во второй половине дня после дневного сна. Продолжительность занятия: старшая группа – 25 минут. Основные требования к проведению хореографической деятельности. Создание доброжелательной атмосферы, атмосферы творчества детей и взрослых, атмосферы содружества. Индивидуальный подход к каждому ребенку, знание его возрастных, физиологических особенностей и возможностей. Дифференцированный подход к выполнению задания каждым ребенком. Регулярность занятий в течение года. Доступность и постепенность: игры и упражнения должны быть доступны каждому ребенку, усложнение происходит постепенно. 14 Практический показ взрослым с целью создания здоровых динамических стереотипов. Стимулирование активности детей к хореографической деятельности. 4. Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение Программы включает в себя следующие компоненты: педагогические аспекты творческой деятельности; этнопедагогический подход к развитию; методы развития межличностного общения в коллективе; методы создания художественной среды средствами хореографии; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива. В Программе представлены различные разделы, которые объединяет постановочная и концертная деятельность, позволяющая образовательному процессу быть более привлекательным, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей. Основные методы Программы с воспитанниками: - словесный (устное изложение материала); - иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов); - репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога); Методы Программы по источнику знаний: объяснительно-наглядный - (репродуктивный) - (подробно объясняются правила выполнения тех или иных упражнений, элементов танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и воспроизвести); - словесный метод - донести до воспитанников эмоциональный характер танца задача непростая, поэтому через объяснения, беседы имеется возможность сообщить большое количество материала; - практический метод - источником знания является практическая деятельность воспитанников в активной деятельности над исполнительской 15 техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, в проученных движениях, а в дальнейшем и в танце. Большое место в осуществлении Программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов работы действия будут комментироваться доступным для восприятия детьми языком. Основные формы работы с воспитанниками по количественному составу: индивидуальная; по подгруппам; групповая; фронтальная. 4.1. Взаимодействие взрослых с детьми Для поддержания интереса к занятиям используются разнообразные формы и методы проведения занятий. беседы, из которых дети узнают информацию о театральной деятельности; работа по образцу, дети выполняют задание в предложенной педагогом последовательности, используя определенные умения и навыки; самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий; коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы: загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при формировании театральной деятельности. 16 4.2. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе (оценочные материалы) Формами подведения итогов реализации программы являются: танцевальные постановки, творческие проекты, открытые занятия для родителей. Педагогическая диагностика хореографической деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения. Приоритетные задачи развитие это способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. Развитие музыкальности: • воспитать новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал; • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями; • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании; • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо; • развитие способности различать жанр произведения — плясовая 17 (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песнятанец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях. Развитие двигательных качеств и умений. Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные: ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим,топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением; бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег; прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.; общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног; имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — «в воде», «в воздухе» и т.д.); плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять 18 перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.). Развитие творческих способностей: • развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации; • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ; • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. Развитие и тренировка психических процессов: • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам; • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.); • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и другие. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения); • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми; • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий 19 (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.); • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д. Педагогическая диагностика хореографической деятельности детей дошкольного возраста. № На начало года Параметры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 На конец года Музыкальность (способность к отражению в движений характера музыки и основных средств выразительности). Эмоциональная сфера Проявление характеро-логических особенностей ребенка (скованность – общительность, экстраверсия – интроверсия). Творческие проявления Память Внимание Подвижность нервных процессов Пластичность, гибкость Координация движений 4.3. Материально-техническое обеспечения Программы Для успешной реализации программы дошкольным образовательным учреждением обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего периода: - помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН; репетиционная форма; музыкальный центр; коврики. По мере необходимости планируется усовершенствование материально-технического оснащения: пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой постановки) и т.е. Методическое обеспечение программы содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической 20 литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое обеспечение программы регулярно пополняется; - аудио материалы с фонограммами; - DVD материалы с DVD и материалы записями выступлений творческого записями выступлений коллектива; - видео с хореографических коллективов; - альбом с фотографиями выступлений творческого коллектива. 4.4. Кадровые условия Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование и высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы. Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям: среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы; дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность направленности дополнительной Рекомендуется обучение по (профиль) которой общеобразовательной дополнительным соответствует программы. профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. 21 Список литературы 1. Барышникова Т.А. «Азбука хореографии», М., 2019 г. 2. Бекина С. И. «Музыка и движение», М., Просвещение, 2020 г. 3. Костровицкая В. А. «Сто уроков классического танца», С-Пб., 2019 г. 4. Ветлугиной Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду» М., 2020 г. 22